Последнюю неделю полным ходом осуществлялся казалось бы невозможный сценарий: Россия начала интервенцию в Украину. То, о чем так долго предупреждали украинские националисты и во что так не верила киевская интеллигенция, начало осуществляться с пугающей неотвратимостью.

Не имеет смысла сейчас размышлять о мотивациях Влаимира Путина. Известный российский политолог Станислав Белковский посчитал, что от проигрыша Майдану с президентом России случился форменный криз. Иные аналитики пытались рационально пояснить происходящее как попытку Путина разрешить кризис во внутренней политике "маленькой победоносной войной". Как бы там ни было, игры Путина чуть было не поставили мир на грань третьей мировой.

Война, похоже откладывается. Сегодняшняя пресс-конференция президента России, в ходе которой Путин отошел от войны, переводит полувоенный конфликт между Украиной и Кремлем в затяжную фазу. Вторжения не будет, но Крым возвращать никто не собирается.

Очевидно, что вторжения на континентальную Украину удалось пока избежать благодаря нескольким факторам. Прежде всего, благодаря жесткой позиции мирового сообщества: ключевые игроки практически открыто заявили о своей готовности воевать за Украину, а также передали Кремлю по дипканалам несколько очень грозных предупреждений, в том числе о блокировании деятельности Газпрома на внешних рынках. Невмешательство мирового сообщества, в том числе стран-гарантов безопасности Украины в рамках Будапештского договора, было невозможным, так как оно разрушало всю систему мировой безопасности, во многом основанную на том, что Западный мир выполняет свои обязательства.

США и НАТО отогнали Путина от Украины, как голодного псаот сосиски. Однако он близко и продолжает облизываться. Это означает, что ближайшие несколько лет (если не десятилетий) Украина будет втянута в постоянный территориальный конфликт и в новую холодную войну.

Можно долго злорадствовать над тем, как эта новая холодная война добьет слабый и экономически зависимый от Запада сырьевой режим Путина. Однако наша цель - понять, какая тактика поведения подходит Украине, так как в следующий раз помощь может подоспеть уже после начала горячей фазы противостояния.

Именно в эти несколько дней для миллионов стала физически ощутимой цель существования Украины в качестве независимого государства

Впервые в своей новейшей истории Украина столкнулась с кризисом, решить который возможно только силами состоявшегося государства. В последние 12 лет все конфликты и кризисы во внешней политике Украины решались не государством, а властными группировками в режиме коммерческих "терок". Иногда, как, например, с вводом украинского контингента в Ирак, государственные выгоды совпадали с выгодами правящего режима. Теперь преодоление внешнего кризиса требует консолидации и мобилизации граждан, госаппарата и элит.

Все последние годы власть Виктора Януковича упирала на то, что для реформ нужен покой. Покой хорош для спящего гражданского общества и распила бюджета. Именно кризис и внешняя угроза теперь будет принуждать украинцев к построению современного эффективного государства. С этой точки зрения назначение крупных олигархов руководителями областей - это позитивный тренд: люди, которые всегда пожинали плоды дикого капитализма, сбрасывая груз издержек на государство, теперь вынуждены для защиты своих капиталов от внешней агрессии сами становится государством, неся прямую ответственность за его решения. В некотором смысле любой житель карпатских полонин сейчас солидарен с днепропетровским олигархом Игорем Коломойским: только современное, сильное государство с сильной армией и работающими, как часы, спецслужбами сможет защитить жизнь и безопасность как первого, так и второго. И если  гражданин готов стоять на украинско-российской границе с автоматом, задачей второго станет забота о том, чтобы этот автомат не был украден со склада.

В чем-то положение Украины начинает напоминать положение Израиля. У нас есть даже подобие Сектора Газа - Крым как точка постоянной дестабилизации (благодаря выдержке украинских военных - пока без стрельбы). Вопрос силы и эффективности государства Израиль - это вопрос жизни или смерти еврейского народа. Вопрос силы и эффективности государства Украина - вопрос жизни или смерти народа украинского.

Более того, именно в эти несколько дней для миллионов стала физически ощутимой цель существования Украины в качестве независимого государства - победа над агрессором. Не военная, а моральная - но победа. Майдан показал, что украинцы могут быть нацией победителей. На Майдане граждане доказали это сами себе. Пора доказать и всему остальному миру. Украина оформляется как граница западного мира, его фронтир в новом глобальном противостоянии. Может быть, не по собственному желанию, но по принуждению. А это значит, что мы либо построим сильное региональное государство, интегрированное в систему мировой безопасности, либо распадемся под напором российской братской любви.

Сергей Высоцкий, ЛІГАБізнесІнформ