Навстречу шторму: новая Италия и старая Европа


Формирование коалиционного правительства Италии происходило по знакомой накатанной схеме – в стиле классической итальянской комедийной драмы с накручиванием саспенса, взлётами и падениями главных героев, критическим моментом, когда вроде бы всё потеряно, и внезапным возобновлением битвы с новыми силами, завершившейся в итоге победой добра над злом. По крайней мере, так оно выглядело для меня со стороны.
После того, как объявили результаты парламентских выборов 4 марта, две главные партии-победительницы на выборах – «Лига» Маттео Сальвини и «Движение 5 звёзд» Луиджи ди Майо – одновременно заявили свои претензии на премьерство. Оба лидера имели равные шансы стать премьерами: оба были сильными, харизматичными, яркими и эпатажными личностями. Оба имели за своей спиной мощную и многочисленную команду. Оба пользовались популярностью у народа. Оба имели опыт и багаж знаний, а также более-менее внятный план действий, хотя и несколько туманный с точки зрения последовательности действий и стратегического курса страны.
Однако между ними были и различия. Если Маттео Сальвини – брутальный, прямолинейный, небритый миланец из довольно зажиточной семьи итальянского Севера, то Луиджи ди Майо более аккуратный, осторожный и благородный неаполитанец из аграрного Юга. Разница в характерах, психологии, диалектах и социальной среде – существенный фактор во внутри-итальянских коммуникациях. А теперь эти два психотипа создают совместное правительство. Кроме личных качеств, разница обоих лидеров ещё и в том, что Сальвини является частью системы, частью корабля, в то время, как ди Майо – новичок в итальянской политике и лидер партии, которая выступает против любых альянсов с системными игроками и многолетними чиновниками. «Движение 5 звёзд» позиционирует себя как анти-истеблишмент, которое выступает за снос старой системы и построение совершенно-новой структуры. Казалось, что такая идеологическая разница и погубит новоявленных союзников сразу после выборов. Частично, так и случилось.