Коммунисты Непала. Как выглядит жизнь после свержения короля
В Непале произошли столкновения между силами правопорядка и протестующими против повышения цен на топливо и газ

13 марта 2018 года непальский парламент переизбрал на второй срок действующего президента Бидью Деви Бхандари, представительницу одной из двух ведущих коммунистических партий страны – Компартии Непала (объединенной марксистско-ленинской). Созданная КПН(омл) вместе с Компартией Непала (Маоистский центр) коалиция на выборах в декабре 2017 года получила почти 2/3 депутских мест. Премьер-министром Непала после выборов стал другой лидер КПН(омл) – Кхадга Прасад Шарма Оли.

Непал является одной из немногих стран мира, где коммунисты остаются серьезной политической силой, а коммунистические идеи очень популярны в народе. При этом в Непале существует парламентская система, регулярно проходят выборы, и коммунистам противостоят другие политические силы, в первую очередь – Непальский Конгресс.

Кто такие коммунисты Непала

Компартия Непала была создана в 1949 году и сперва находилась под большим влиянием индийских коммунистов. После запрета в 1960 году она ушла в подполье, где раскололась на множество групп. Причиной расколов были как сугубо личные конфликты (один из расколов произошел из-за того, что лидер партии завел любовницу, что было расценено частью партии как нарушение «пролетарской морали»), так и отношение к возникшему в 1960-е годы расколу мирового комдвижения на просоветскую и прокитайскую части.

В 1990 году индийские власти отменили исключительно выгодные для Непала условия торговли и поставили его в одинаковое торговое положение с другими странами. Начался экономический кризис, приведший к массовым протестным выступлениям. Король согласился восстановить парламент и легализовать политические партии. У власти стали чередоваться Непальский конгресс и умеренная часть непальских коммунистов, создавшая КПН(омл).

Непальский Конгресс был создан в 1950 году. Сперва он стоял на социал-демократических позициях, но уже в 1980-е годы заметно сдвинулся в сторону либерализма. Что осталось неизменным – так это его проиндийская внешнеполитическая ориентация. КПН(омл) была образована в 1991 году в результате объединения умеренных коммунистических групп, принявших парламентскую систему, которую КПН(омл) называет «народной многопартийной демократией».

В условиях слабого развития промышленности и вызванной этим невозможности предпринимательской деятельности наиболее активные элементы общества уходили в политику, которая рассматривалась как борьба за доступ к государственной кормушке. Проблемы страны по-прежнему не решались.

В 1996 году радикальная часть непальских коммунистов, создавшая Компартию Непала (маоистскую) решила начать партизанскую войну. Возглавлял КПН(м) Пушпа Камал Дахал, имевший партийный псевдоним Прачанда («Неистовый»), а ведущим теоретиком партии был экономист Бабурам Бхаттараи, который разработал экономическую программу партии.

Программа была вполне умеренной. Индийские маоисты радикальными методами хотели добиться вполне реалистических целей. По мнению Бхаттараи, переход отсталого Непала к социализму невозможен. Бороться нужно за ликвидацию помещичьего землевладения и за создание в стране прогрессивного промышленного капитализма, который постепенно сможет развиваться в сторону социализма. Революция должна дать землю крестьянам, покончить с ростовщичеством и оттоком капиталов в Индию, обескровливающими экономику Непала, создать смешанную экономику, где будут сосуществовать государственный и частный сектор. Иностранные инвестиции должны не пожираться правящей элитой, а направляться на развитие промышленного производства, внутренний рынок для которого расширится за счет подъема благосостояния крестьян, освобожденных от ростовщической и помещичьей кабалы.

Особенности национальной политики

Актуальность программы объясняется тем, что Непал остается одной из самых бедных и отсталых стран мира. Три четверти 30-миллионного населения до сих пор занято в сельском хозяйстве. В городах проживает лишь 14% жителей страны. Тяжелой промышленности нет. Существует мелкая промышленность традиционного типа – гончарное производство, ткачество, изготовление ковров. С севера Непал граничит с Китаем, с юга, запада и востока он окружен Индией. Тотальная зависимость от Индии является одной из основных проблем страны. В экономике Непала господствует индийский капитал, 80% крупных предпринимателей Непала – граждане Индии или имеют индийское происхождение.

Непал — это еще и страна многих этносов. Почти половину населения составляют собственно непальцы (другие названия народа – прабатии и гуркхи)– народ индоарийского происхождения. Долина Катманду – самая развитая часть Непала – заселена неварами – народом тибетско-бирманской группы. Предгорные Тераи после того, как здесь в 1960-е годы были осушены малярийные болота, стали бурно заселяться переселенцами из Индии. В горах живет множество народов и племен, в отличие от прабатиев и неваров, не знающих кастовой системы.

При монархии господствовал принцип «одна страна – один король – один народ – одна вера». Существовало господство гуркхов, национальные меньшинства подавлялись. За написание литературы на неварском языке иногда вешали. До 1990г. существовал запрет алкоголя, хотя этот запрет не всегда соблюдался. Все политические решения принимались в Катманду. В столице жили все, кто обладал властью, богатством и престижем или хотел получить их, а провинции деградировали.

Бхаттараи был стратегом маоистской партии, Прачанда – ее тактиком. Согласно плану Прачанды, сперва нужно было опереться на горные племена, живущие в бедности и в то же время относительно автономные от центральной власти. Начав с периферии, партизаны должны окружить центр и нанести потом последний удар.

10 лет маоисты вели партизанскую войну, искусно используя противоречия между королевской властью и парламентом. В 2005 году они пошли на союз с оппозиционными королю легальными партиями. В 2006 году массовое народное движение в городах, поддержанное маоистами, свергло королевскую власть. На выборах в Учредительное собрание КПН(м) получила 40% голосов. Прачанда стал премьером. При этом сохранился прежний государственный аппарат и прежняя армия, рядом с которой существовала и маоистская армия.

А дальше начались проблемы. Победа над королевской властью в Непале не упразднила экономическую зависимость Непала от Индии. Индия же блокировала любые попытки Непала перейти к экономической самостоятельности. Маоисты надеялись, что в ответ на революцию Индия вторгнется в Непал, и КПН(м) возглавит партизанскую войну, в ходе которой революция радикализируется и будут проведены все желаемые преобразования. Но Индия не вторгалась, решив влиять на ситуацию в Непале экономическими и политическими методами.

Революция забуксовала. Не было уничтожено даже помещичье землевладение. Все свелось к преобразованиям на культурном уровне, к легализации гомосексуализма и алкоголизма. Улучшилось положение женщин. Но в целом главные проблемы Непала так и не были решены. В 2009 году Прачанда после конфликта с главнокомандующим старой армии, которого он попытался сместить, ушел с поста премьера. В маоистской партии обострились противоречия. В разное время от нее откололись левые радикалы во главе с основателем партии Кираном, заявившие, что Прачанда предал революцию и нужно снова уходить в горы и браться за оружие, и правые прагматики во главе с Бхаттараи, считавшие, что нужно отказаться от устаревшей коммунистической фразеологии и строить социально ориентированный промышленный капитализм. Оставшиеся в КПН(м), переименованной в Компартию Непала(Маоистский Центр) сторонники Прачанды пошли на сближение с умеренными коммунистами из КПН(омл).

Реванш маоистов

В 2015 году была принята новая конституция, провозглашающая Непал Федеративной Демократической Республикой. Согласно конституции, треть мест в парламенте должны занимать женщины. Национальные меньшинства получили автономию. В том же 2015 году мощнейшее землетрясение нанесло сильный удар по экономике Непала.

На выборы в декабре 2017 года КПН(омл) и КПН(МЦ) пошли единым блоком. При этом результаты выборов показали, что доминирующей силой в коалиции являются не сторонники Прачанды, а умеренные коммунисты. На выборах в Учредительное собрание после свержения монархии маоисты получили 40% голосов и стали ведущей партией страны. В декабре же 2017 года они смогли собрать лишь 13,66% голосов. 33,25% голосов досталось их союзникам – умеренным коммунистам из КПН(омл). Идут разговоры об объединении двух партий в единую компартию.

Отколовшиеся от партии Прачанды радикальные маоистские группы, мечтающие довести до конца революцию, пытались сорвать выборы, организовав всеобщую забастовку и взрывы на избирательных участках. По всей стране прошли массовые аресты сторонников радикальной линии.

Если Украина находится между Россией и ЕС, то Непал зажат между двумя гигантами Азии – Индией и Китаем. Традиционно индийское влияние в Непале безраздельно доминировало. Непальские коммунисты хотят переориентировать внешнюю политику Непала и, не идя на решительный разрыв с Индией, сдвинуть вектор политики в сторону Китая. Насколько удачно они смогут лавировать между Индией и Китаем и смогут ли построить в своей стране современный передовой капитализм, покажет ближайшее будущее.

Александр Савченко
эксперт по Латинской Америке и Азии
для LIGA.net