После реформы уголовно-исполнительной системы в Украине, как в американских сериалах, мелкие преступники после суда могут идти без наручников домой. Для этого создается новая система - пробации: именно та, что позволяет осужденному избежать тюрьмы, но не наказания за преступление. Эта система широко внедрена на Западе, и уже позволила снизить там и количество жертв преступлений, и уровень преступности. Таких же результатов ожидают и на Востоке Европы. Справится ли украинская система пробации с задачами и вызовами? И не станут осужденные на свободе дополнительной нагрузкой для правоохранительных органов и бедствием для собственных семей и соседей? О коренных изменениях в обществе и обновленной уголовно-исполнительной системе рассказала Валери МакНерни - Международный эксперт по развитию волонтерства в пробации и по улучшению сотрудничества с общественными организациями проекта Европейского Союза "Право-Justice".

По данным Европейского центра защиты прав человека, Украина - на первом месте среди 50 европейских стран по количеству пожизненно заключенных. В стране таких насчитывается 1541 человек. Всего же в тюрьмах - 55 000 человек.

Уменьшить количество заключенных и сократить число повторных преступлений и призвана система пробации. Сущность ее заключается в следующем: после вынесения приговора, если санкции статьи не превышают пяти лет лишения свободы, человеку дается право продолжать привычную жизнь вместо пребывания в тюрьме. Можно работать, учиться, жить дома. Но все, кто избежит тюрьмы, должны регулярно появляться на регистрацию в отдел пробации. Его основная задача - выяснить, что заставляет такого человека совершать преступление, и как помочь избежать совершения нового. Отдельных правонарушителей могут обязать проходить пробационную программу для изменения мышления или преодоления агрессии. По мнению экспертов, введение новой системы должно повысить уровень безопасности в обществе.

Первый риск. Не повлечет «освобождение» таких осужденных хаос в социуме? Ведь, по мнению многих людей, когда преступники в тюрьмах, спокойнее.

Валери МакНерни: Нет, ведь за этими людьми осуществляется постоянный надзор. Не только они сами регулярно регистрируются в отделах пробации, но и дома их посещают работники органов пробации и волонтеры. Они постоянно оценивают состояние человека и его изменения на пути к исправлению и при необходимости определяют, как помочь ему решить проблему.

Если же осужденный не выполняет обязательств, наказание даже может стать более суровым.

В Европе пробация работает давно. Например, в Британии такой альтернативной системе отбывания наказаний уже исполнилось 200 лет. Еще два века назад там были введены комиссары при полиции. Пробация уже доказала свою эффективность в снижении уровня преступности: в частности, благодаря ее введению значительно уменьшилось количество краж. Но определенные изменения происходят в Великобритании и сегодня, рассказывает эксперт. В частности, сейчас на туманном Альбионе объединяют частную и государственную системы пробации. Теперь давно знакомое Соединенному Королевству альтернативное наказание внедряется с европейской помощью и в Украине. Проект, способствущий реформе системы юстиции, носит название "Право-Justice".

5 рисков с введением в Украине системы пробации

Второй риск: Подойдет ли система пробации для Украины? Ведь здесь реформы часто «буксуют» или меняются так, что их невозможно узнать?

Валери МакНерни: Пробация в Украине уже успешно работает. Сейчас 65000 правонарушителей отбывают наказание на свободе. Ежегодно по учету органов пробации проходит около 100 000 человек, осужденных к наказаниям без лишения свободы. Многие из них сохранили или нашли рабочее место, избавились от зависимости или создали семью. Уже создано около 600 органов пробации, в которых работает более 3000 человек. Но проблема нехватки персонала, действительно, есть. Особенно в сельских районах, где в отделениях всего 1-2 специалиста. И если кто-то на больничном или в отпуске, работать просто некому.

Именно в этих случаях должны помочь волонтеры. И я как эксперт занимаюсь подбором и обучением таких добровольцев. Именно волонтеры должны помогать работникам органов пробации отслеживать и проводить социально-воспитательные и исправительные мероприятия. Сейчас пилотный проект по привлечению волонтеров проводится в двух пилотных областях - ИваноФранковской и Днепропетровской. Волонтер должен быть старше 18 лет. Строгих критериев набора нет, решения принимаются индивидуально, и к этой работе привлекаются почти все желающие. В подборе волонтеров Проект Европейского Союза "Право-Justice" тесно сотрудничает с украинскими общественными организациями.

Третий риск: Работа волонтеров не оплачивается, а установить контакт с осужденными и контролировать их обычно трудно. Найдется ли достаточно людей, готовых присоединиться к такой деятельности?

Валери МакНерни: Я работала с волонтерами в Германии, Италии, Финляндии, Великобритании, теперь работаю в Украине. И хочу отметить, что людей, которые хотят помочь без оплаты, обычно очень много. К тому же, такая работа не вполне бесплатна для ЕС: ведь обеспечиваются и командировки, и обучение волонтеров. Дополнительным преимуществом для желающих во многих странах мира является то, что волонтеры могут потом пойти работать в отделы пробации. А еще - это действительно уникальный индивидуальный опыт.

Часто в волонтеры идут бывшие заключенные или наркозависимые. Они работают квалифицированно и преданно, ведь знают о проблемах людей не понаслышке.

Согласно планам, в дальнейшем волонтеры будут работать при каждом отделе пробации. Вместе с работниками органов пробации они должны проводить ресоциализацию осужденных, помогать им решить проблемы, чтобы не было причин для совершения преступлений с целью наживы.

Особенно важна, по мнению экспертов, пробация для несовершеннолетних: ведь в воспитании подростков огромную роль играют семья и школа, а при пробации тинейджеры остаются в привычном кругу родителей и друзей. Поэтому риск повторного правонарушения снижается.

5 рисков с введением в Украине системы пробации

Четвертый риск: Справятся ли волонтеры, не имеющие опыта работы с преступниками и соответствующей квалификации, с контролем и исправлением осужденных?

Валери МакНерни: Во-первых, волонтерскую работу проводят в основном специализированные организации. Например, те, что работают с жертвами насилия, устраивают приюты для бездомных, работают с наркозависимыми. А у них есть соответствующий опыт. Во-вторых, волонтеры, как и работники органов пробации, проходят обучение. И им обязательно обеспечивают поддержку: то есть если возникают сложности, волонтеру всегда есть к кому обратиться. Но все же есть часть людей, которая не выдерживает и уходит. На их место должны прийти новые.

Пробация призвана не только снизить количество жертв и повторных преступлений, но и трансформировать общественное сознание. Люди должны изменить отношение к осужденным. Для этого к пробации привлекаются и государственные органы, и общественные институты, и бизнес. Предпринимателям в регионах предлагают трудоустроить клиентов пробации. Благодаря таким действиям в социуме должен вырасти гуманизм, постепенно исчезнуть тотальное осуждение и клеймо на тех, кто когда-то имел конфликты с законом.

Пятый риск: Изменится ли украинское общество? Ведь у нас в традиции - постсоветская ментальность с осуждением «преступников».

Валери МакНерни: Пока существенных изменений, связанных с внедрением пробации, в украинском обществе нет. И это нормально, учитывая, что такой институт создается только третий год. И характерно не только для Украины. Показательный разговор состоялся у меня в самолете, когда я летела в Киев. Я рассказала о своей деятельности соседу-испанцу, на что он сразу отреагировал так: «Всех преступников надо закрыть и выбросить ключ». Но со временем я рассказала, как люди менялись и возвращались в общество даже после тяжких преступлений, а также о последствиях длительного заключения. И позже выяснилось, что брат моего собеседника также был заключен за незначительное преступление. Поэтому надо говорить с людьми, приводить примеры, и тогда в обществе появится больше понимания.

Автор: Оксана Витер, журналист
Спецпроект LIGA.net совместно с проектом ЕС Право-Justice и Интерньюс-Украина