Языковый закон: власть разводит сама себя
Чего хотели добиться регионалы принятием закона Колесниченко-Кивалова? Версия номер один: улучшить положение в глазах своего электората накануне парламентских выборов, выполнив одно из ключевых обещаний, регулярно повторяемых с 2004 года.
Другой причиной принятия закона называли необходимость сделать реверанс по отношению к Кремлю накануне визита в Украину президента Владимира Путина - создать приятный фон для продолжения газовых переговоров.
Достигнуты ли цели? Реальную поддержку избирателей в виде зафиксированных в избирательных бюллетенях голосов Партия регионов оценит аж осенью. А что касается газа, то никакого прорыва вчера в Ялте на встрече Путина с президентом Украины и почетным председателем ПР Виктором Януковичем не произошло.
А вот определенные минусы для власти в результате языкового конфликта обозначились.
Существенно подорвана и без того шаткая легитимность парламентского большинства во главе с Партией регионов и украинского парламентаризма в целом. Ситуация с нарушением всех возможных норм регламента Верховной Рады при принятии на последней пленарной неделе десятков законов, и особенно - языкового, лишила украинское общество остатков доверия к ключевому государственному институту. А это отражается и на государстве в целом. Как тут не вспомнить популярную среди некоторых российских политологов пропагандистскую концепцию о том, что Украина как государство не состоялась. С нынешним глубоким и системным кризисом государственных институтов Украины эти деятели получили дополнительный материал для развития подобных мыслей. Поэтому партия власти может сколько угодно говорить о разводе оппозиции в ходе голосования, однако этот развод разрушает государство, в котором она пребывают при власти. То есть разрушает ее саму.
В России после принятия скандального закона пошел очередной виток информационной войны против Украины. Центральные телеканалы снова заговорили о насильственной украинизации и бесчинствах националистов. Хотя формально это должно лить воду на мельницу украинской власти, повышающей статус русского языка, реально ей только вредит: выставляет ее слабой, не способной противостоять радикалам и провокаторам ради общественного порядка.
Можно предположить, что идею законопроекта о языковой политике неофициально выдвигали представители России - как условие для перезагрузки взаимоотношений с Украиной, в том числе газовых. Хотя официально условиями пересмотра цены на газ были создание консорциума по управлению украинской ГТС и вхождение Украины в интеграционные проекты Кремля (в частности, Таможенный союз).
Так это или нет, но разведенными выглядят именно представители украинской власти, которым, несмотря на принятие скандального пророссийского закона, предстоят все те же трудные газовые переговоры. И которые, благодаря этому же закону, усилили протестные настроения по отношению к себе среди значительной части общества и вошли в кризис легитимности.
Раскол украинского общества только усилен. Следовательно, в случае некой внешней угрозы консолидировать народ окажется сверхсложной задачей. И это тоже показатель ослабления власти.
Кстати, в этом ключе нужно отметить активизацию в Украине российских агентов влияния: начиная от известных федералистов до общественных деятелей помельче, отстаивающих самобытность Малоросссии. Всем им языковый закон только на руку - актуализирует вопрос о расколе страны.
Если все так, то разведенным котенком выглядит как раз власть, представители которой который подрывают ее собственные основы.
Петр Олещук, политолог
Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.