Проблема сохранения дипломатических отношений с Россией мерцает в поле украинской публичной политики с момента аннексии Крыма. Хотя вопрос разрыва формально так и не поставлен в повестку дня, неформально он все равно в ней постоянно присутствует - хотя бы как возможность, которую одна или другая сторона могут использовать по своему усмотрению, если для этого появятся предпосылки, и периодически друг другу о такой возможности напоминают. Кроме того, различными лидерами мнений регулярно озвучивается тезис, что сохранение дипломатических отношений со страной, которая осуществила агрессию против Украины и аннексировала часть ее территории, противоречит национальным интересам и здравому смыслу.

По вполне понятным причинам, нормальных дипломатических отношений между странами нет уже два с половиной года. Чрезвычайный и полномочный посол Украины в России Владимир Ельченко был отозван из Москвы 17 марта 2014 года "для консультаций". В декабре 2015 года он был назначен представителем Украины в Организации Объединенных Наций, где к тому времени назрела (и перезрела) необходимость активного парирования политических и пропагандистских демаршей со стороны РФ. Новый посол Украины в России так не был назначен, а персонал посольства Украины в России, согласно заявлениям МИД, был значительно сокращен еще в 2014 году. 

Тем не менее, официально дипотношения между Украиной и РФ не разорваны.

Во многом это обусловлено теми же причинами, по которым ежедневные боестолкновения на Донбассе до сих пор называются украинскими политиками и чиновниками "войной" только в риторических кавычках, а в документах, которые могут иметь формальные последствия, именуются "антитеррористической операцией" - политики (особенно дипломаты) стараются не совершать без острой необходимости действий, которые потом трудно будет отыграть назад. С одной стороны, сохранение неопределенности дает пространство для политического маневра, возможность которого пока еще не исчерпана. С другой стороны, в ситуации лета 2016 года разрыв отношений будет выглядеть чрезмерно резким жестом на фоне пусть напряженных, но всё-таки стабильных отношений с РФ, и тот, кто предпримет такой шаг, рискует ослабить свои международные позиции. Разрыв дипломатических отношений традиционно воспринимается как шаг к открытой войне, и брать на себя ответственность за этот шаг не хочет ни одна сторона. Предельно резкий дипломатический демарш Украины был бы уместен (и воспринят как должное) сразу после аннексии Крыма, но сейчас время для него упущено. Однако на практике Украина весной 2014 года оказалась бы в этом случае лицом к лицу с отмобилизованным противником, противопоставить которому могла бы только разваленную командованием и разъеденную коррупцией армию и исключительно словесную на тот момент "международную поддержку". Даже минимально позитивный для Украины исход такого сценария выглядел тогда крайне маловероятным.

Разблокируйте чтобы читать дальше
Чтобы прочитать этот текст, пожалуйста, оформите подписку