Признаюсь, я был одним из тех, кто ошибался, считая, что Янукович не подпишет скандальный языковой закон. Жила мысль о том, что, выражаясь на сленге наших политиков, разводняк с языком все же должен был походить не на привычный в этих кругах грабеж, а на более тонкое мошенничество. Ведь язык - дом бытия (в нашей ситуации - во всех смыслах), и этот дом требует соответствующего поведения со стороны власти. Казалось, что вся эта история многогранна. Что игры с языком - попытка власти контролировать повестку дня, попытка поиграть в управляемый общественный конфликт, попытка, в конце концов, хоть как-то подрихтовать имидж власти в глазах оппонирующей ей части общества. Грезился президент-миротворец, внемлющий мольбам интеллигенции, ветирующий закон, отбавляющий его на доработку. Короче, хотелось увидеть ту самую "красоту игры", а не привычный бульдозер. Но, не суждено. Пессимисты, как всегда, оказались правы - теперь понятно, что вся история с языком была прямолинейна, как плавательная дорожка в межигорском бассейне. Вот, мол, есть у нас Восток и Крым с Одессой. И вот мы им всем дадим язык. Закон, понятное дело, сильно ситуации не изменит. Но очков нам добавит.

Если кто из читателей не бывал на Донбассе, то как очевидец скажу: никакого украинского языка там нет и не было. Формально на бумажке он есть, а вот в реальности нет. Вся пресса, телеканалы, рекламные агентства - все 20 лет дружно игнорировали закон о государственном языке. Государственный язык жил только в школьном образовании. Если его не будет теперь и там, то такое нововведение сложно будет назвать "покращенням", поскольку поступать в столичные вузы ученикам все равно придется на украинском, сдавая его в качестве базового теста. Добавит ли донетчанам конкурентоспособности незнание украинского? Вряд ли. Не меняется ничего и для Западной Украины - как говорили, учились и ругались по-украински, так и продолжат.

Если говорить о языке как о политической технологии, то она не только аморальна или постыдна. Она еще и неэффективна.

Коммунисты вписывают вопрос русского языка в систему верований  в наше общее советское прошлое. Регионалы - в систему верований в наше общее советское будущее

Каждый, кто следит за происходящим на украинском Востоке, скажет вам, что играть на мифологемах можно только в нормальной или хотя бы постоянной социо-экономической ситуации. Если человек постоянно сыт, он восприимчив к аргументам высшего порядка. Если он голоден - ему интересна еда. Если он голоден по вашей вине - никакая языковая риторика вас не спасет. Ситуация на Донбассе для Партии регионов не то чтобы угрожающая. Однако в некоторых городах рейтинг власти и ее партии снизился до 20%. Зато рейтинг Компартии растет. На Востоке она демонстрирует огромный рост: по отдельным городам рейтинг коммунистов уже достиг 15% против стандартных 5%. Идеологически языковые позиции ПР и Компартии совпадают. Причем в большей мере, чем кажется. Коммунисты вписывают вопрос русского языка в систему верований в наше общее советское прошлое. Регионалы - в систему верований в наше общее советское будущее, поскольку игра на темах единого русского пространства означает паразитирование на трупе СССР. В остальном растущие коммунисты занимают контр-позицию по отношению к власти. Когда они призывают свежевать олигархов, наращивая свой рейтинг, все мы понимаем, в какой партии эти олигархи состоят.

Разблокируйте чтобы читать дальше
Чтобы прочитать этот текст, пожалуйста, оформите подписку