Стратегия Госдепа: что на самом деле ждет Путина и Россию
В последнее время в украинских СМИ набирает обороты новая тенденция. Теперь уже и США, как это традиционно и небезосновательно делалось по отношению к Франции и Германии, начинают обвинять в желании найти формулу решения конфликта между Украиной и РФ за счет национальных интересов нашего государства. То есть такого порядка реализации пакета документов Минск-2, который бы означал сохранение реального контроля Кремля над ОРДЛО, а значит косвенно и над остальной Украиной, при формальном восстановлении суверенитета и территориальной целостности на востоке.
Такие настроения особенно усилились после того, как Украину 25-26 апреля 2016 посетила заместитель Государственного секретаря США по вопросам Европы и Евразии Виктория Нуланд. Некоторые украинские издания написали после этого о том, что госпожа Нуланд требовала от властей Украины создания условий и проведения выборов в неподконтрольной части Донбасса, независимо от того, будут ли там созданы для этого соответствующие условия в сфере безопасности. Иными словами получается, что и США теперь стали на сторону РФ в вопросе трактовки и имплементации пакета договоренностей Минск-2. То есть имеем, как это обычно стало говорить в народе, новую зраду. Однако в самом ли деле все так плохо?
Если верить СМИ, то в конец 2016-го - крайний срок, когда Украина должна выполнить все условия договоренностей Минск-2, тем самым создав возможность снять основные санкции против РФ. Однако, как показывает проект бюджета Пентагона на 2017-й год, Вашингтон имеет совсем другие планы в отношении Кремля. Речь идет о реализации стратегии сдерживания Москвы, на которую понадобится даже меньше ресурсов, чем требовалось во времена Холодной войны США-СССР. Однако на большее страна регионального значения, каковой является Россия, не заслуживает. Кроме того, Россия остается на задворках мировой экономики. Страны капиталистического мира делятся на центральные, страны полу-периферии и периферию. Россия относится к полу-периферии. Принадлежность определяется тем, что страна производит: чем меньше добавленная стоимость товаров страны-производителя, тем дальше она от центра.
В конце концов, не надо забывать о более символической, но важной демонстрации силы, которую США провели в конце апреля 2016-го года, когда по два американских истребителя пятого поколения F-22 Raptor побывали с визитом в Румынии, где они остались для базирования на постоянной основе, и Литве. Всего же США решили разместить 12 истребителей пятого поколения на базе ВВС в Великой Британии. Тем самым можно увидеть, что Вашингтон принимает необходимые меры для предотвращения разрастания масштабов агрессии РФ на соседние с Украиной государства.
Иными словами, парадоксальной была бы ситуация, когда США планируют на 2017-й год усиление собственного военного присутствия в Европе, то есть взяли курс на сдерживание РФ, при этом демонстрируют готовность идти на компромисс с РФ, который бы не только снял санкции, но и освободил необходимые силы для дальнейших провокаций Москвы. Еще в марте 2015-го года командующий сухопутных сил США генерал Бен Ходжес признал, что пока РФ сосредоточила значительные сухопутные силы на конфликте с Украиной, у нее не хватит потенциала для серьезных наземных операций в других частях Европы.
Не менее противоречивой является идея о том, что решение конфликта между Украиной и РФ до конца 2016-го года является важным для США, учитывая предстоящие выборы президента. В такой интерпретации реальности есть определенные проблемы, ведь последний раз, когда вопросы внешней политики были важными для американского электората, были выборы 1980-го года, когда противостояние между США и СССР вновь вошло в острую фазу. Сегодня большинство американцев российско-украинская война фактически не интересует. Их гораздо больше волнует вопрос растущего имущественного расслоения и стабильность роста экономики. Поэтому форсирование решения конфликта на Востоке до конца 2016-го года за счет национальных интересов Украины не даст никаких реальных козырей демократам в президентской гонке. Да и сам Барак Обама давно уже гарантировал себе внешнеполитическое наследство, к которому он относит подписание рамочного соглашения с Ираном в 2015-м, соглашение об изменении климата в 2016-м, Транс-Тихоокеанское партнерство 2016-го, восстановление отношений с Кубой в 2015-м. Поэтому и лично для него навязывание Украине невыгодного сценария реализации соглашений Минск-2 не имеет особого смысла.
Как же быть с тем, что Нуланд будто бы прямо заявила в разговоре с президентом Украины о том, что закон о выборах в ОРДЛО предстоит принять до конца мая, в то время как сами выборы должны быть проведены до конца августа 2016? Эти заявления можно трактовать по-разному. Ситуация очень напоминает слова вице-президента США во время визита в Киев в декабре 2015-го года. Тогда в обращении к Верховной Раде Джозеф Байден заявил о том, что Украина, независимо от действий Москвы, должна прикладывать все усилия для реализации минских договоренностей. Это делалось в то время, когда страны ЕС должны были принимать решение об очередной пролонгации санкций. В то же время Вашингтон постоянно приходится "убеждать" некоторые европейские страны о необходимости положительного решения. Поэтому для США критически важно иметь соответствующие аргументы в форме шагов Киева по реализации минских договоренностей.
В этом контексте симптоматической и показательной перед визитом Нуланд стала новая статья Стивена Пайфера, в которой бывший посол США в Украине (1998-2000) и человек, которого трудно обвинить в приверженности РФ, написал о том, что Украина будет вынуждена показывать определенный прогресс в реализации договоренностей, если хочет увидеть пролонгацию в июле 2016-го санкций ЕС против РФ. При этом Пайфер намекает, что принять закон о местных выборах в ОРДЛО и выполнить его - это две большие разницы. Украина, по его мнению, могла бы прописать такие требования, как необходимость участия украинских партий и внутренне перемещенных лиц, что сделало бы их автоматически неприемлемыми для террористических организаций ДНР и ЛНР, за которыми стоит московский режим. Однако при таком развитии событий вся вина за срыв мирного процесса легла бы на Кремль и его марионеток. В то же время США и Украина получили бы соответствующие аргументы для убеждения европейцев.
К середине 2016-го года для США отношениях с Россией возникла ситуация, очень похожая на ситуацию с СССР в 1980-х годах. Вашингтон, применив дипломатические, военные и экономические средства давления на фоне системного кризиса модели государственного строительства в РФ, сможет через несколько лет снова навязывать Москве условия прекращения конфронтации. В таких условиях выпустить РФ из ловушки, в которую они сами себя загнали, было бы просто нелогично. Вашингтон не пошел на компромисс по Украине на условиях Кремля в марте 2014-го года, поэтому было бы странно, если Белый дом будет готов на это сейчас. Практика показывает, что "перезагрузки" отношений США-РФ, а в случае с Украиной - любые компромиссные закулисные договоренности очень быстро нарушаются Кремлем, который США должны научить играть по правилам. Как показывает все та же перезагрузка, Вашингтон готов идти на уступки за счет Украины, если не видит реального прогресса во внутригосударственном строительстве, а не для удовлетворения капризов Москвы. Поэтому Украине нужно бояться не сговора между Белым домом и Кремлем, а собственных ошибок на пути к качественными внутренним изменениям.
Николай Белесков
для ЛІГА.net
Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.
Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.