Давно было ясно, что 2019 будет непростым годом. Но то, что он приведет к смене поколений властных элит, было, как минимум, неочевидно. И тем не менее, именно эта смена происходит в нашей стране. Сейчас в прошлое уходит старый принцип деления элит (political cleavage) и мы наблюдаем возникновение нового.

Видимо, мы – народ эстетов, и в силу этого старый политический раскол определялся цветами. В результате «Оранжевой революции» 2004 года к власти в Украине пришли элиты, чьи базовые политические позиции определялись принадлежностью к «оранжевым» и «бело-синим». Разница между лагерями артикулировалась отсылкой к геополитической ориентации и приверженностью к разным культурным политикам.

«Оранжевые» декларировали ориентацию на Запад и проводили моноэтничную эксклюзивную культурную политику. «Бело-синие» декларировали сближение с Россией и предлагали культурную политику, предполагавшую равенство украино- и русскоязычных граждан. В остальном практики властных элит отличались мало. При этом за декларациями часто стояли действия с противоположным результатом. Так, например, во времена Януковича была завершена подготовка документов по Соглашению об ассоциации Украины с ЕС, а также велась торговая война с Россией в 2013 году. А во времена прозападного Виктора Ющенко разрослась бизнес-империя Дмитрия Фирташа, реализовывавшего важные для Москвы проекты. Декларативные отличия элит касались не реальной политики, а неких убеждений, объединявших часть элит с частью населения в стабильные группы взаимной коммуникации. Но разница между цветами была базовой для понимания деления властных элит и оформления их борьбы между 2004 и 2019.

Разблокируйте чтобы читать дальше
Чтобы прочитать этот текст, пожалуйста, оформите подписку