"Для ситуации киберконфликта не существует общепринятого понимания и оценки его масштабов и того, каким образом его можно связать с традиционными военными операциями", - пишет в колонке "Can Cyberwarfare Be Regulated?" политолог Джозеф Най, бывший председатель Национального совета разведслужб США. "Кибероперации, которые одна сторона считает допустимой игрой, другая сторона может воспринимать совсем иначе." По мнению эксперта, такое положение может привести к неуправляемому раскручиванию спирали конфликта, если он возникнет.

Най напоминает, что десять лет назад Соединенные Штаты использовали вместо бомб киберсаботаж для уничтожения иранских объектов для обогащения ядерного топлива. Иран ответил кибератаками, которые уничтожили 30 тысяч компьютеров Saudi Aramco и нарушили работу американских банков. Этим летом, после введения санкций со стороны администрации Дональда Трампа, Иран сбил американский беспилотник. Жертв не было. Первоначально Трамп планировал в ответ нанести ракетный удар, но в последний момент передумал в пользу кибератаки, которая уничтожила ключевую базу данных, используемую иранскими военными для наведения на нефтяные танкеры. И снова - были затраты, но не жертвы. Затем Иран (сам или через своих ставленников) нанес удар по двум крупным саудовским нефтеперабатывающим заводам, используя более совершенные дроны и крылатые ракеты. Несмотря на то, что, судя по всему, жертв не было (или они были незначительны), эта атака привела к значительно более серьезному ущербу и рискам.

Проблема понимания уровней эскалации и контроля за ней не нова, пишет эксперт далее. В августе 1914 года крупные европейские державы были настроены на быструю и убедительную “третью балканскую войну”. Войска, о общему убеждению, должны были вернуться домой к Рождеству. После убийства австрийского эрцгерцога в июне, Австро-Венгрия намеревалась нанести решающий удар по Сербии, а Германия предоставила своему австрийскому союзнику свободу действий, вместо того, чтобы его сдерживать. Когда кайзер узнал, как Австрия воспользовалась его поддержкой, любые усилия по деэскалации были бы уже напрасны. В сложившейся ситуации он рассчитывал на победу, и почти ее добился.

Разблокируйте чтобы читать дальше
Чтобы прочитать этот текст, пожалуйста, оформите подписку