Сегодня внимание Украины в значительной степени приковано к ситуации в Азовском море и Керченском проливе. РФ, действуя на грани нарушения норм международного права, массово задерживает и обыскивает торговые и рыболовецкие корабли, и фактически открыла новый фронт противостояния с Украиной. Общее направление развития событий и отдельные комментарии ряда иностранных экспертов побуждают разобраться в том, насколько плоха для Украины ситуация на море в целом.

Поскольку официальный Киев обвиняют в абсолютной бездеятельности, начать следует с того, чем конкретно занималась Украина в последние 4,5 года. Дело в том, что украинское военно-политическое руководство приняло сознательное решение сосредоточиться на усилении потенциала сухопутных войск и военно-воздушных сил. Решение это было трудным, однако стратегически правильным на фоне двух факторов. Первый - ограниченность ресурсов: только к 2018 году Украина смогла выйти в закупках и ремонте техники для потребностей ВСУ на уровень 550-600 млн. долларов, который еще в начале 2000-х годов эксперты называли минимально необходимым для системной модернизации Вооруженных сил. С другой стороны, РФ была, есть и остается в первую очередь ведущей сухопутной военной мощью - государством, которое может эффективно применять военную силу в наземных операциях. Отсюда следует, что ключевые угрозы для Украины со стороны РФ и дальше будут сосредотачиваться на суше, а не на море. Поэтому (с учетом ограниченности ресурсов и характера российской угрозы) решение прежде всего сконцентрироваться на сухопутных войсках и военно-воздушных силах является правильным. Следует упомянуть и то, что США начали активно обращать внимание на возможное усиления обороноспособности Украины на море только в прошлом году, когда был одобрен бюджет Пентагона на 2018 год. Данный документ предусматривает возможность передачи Украине радаров для контроля ситуации на море, а также средств для минирования и противодействия минам, а также кораблей для обороны прибрежной зоны. Прежде такого системного внимания к потребностям Киева на море не было.

Показательным является и то, что Москва продолжает создавать на границах с Украиной мощную эшелонированную военную инфраструктуру на основе имеенно общевойсковых сил. Кремль последовательно наращивает потенциал перекинутой из центральной России 20-й армии, а также относительно недавно созданой 8-й армии. Также программа перевооружения Вооруженных сил РФ на 2018-2027 годы (в отличие от программы на 2011-2020) основной упор делает на сухопутные и воздушно-десантные войска, а не на флот, как было до этого. Учитывая такие приоритеты РФ, усиленное внимание Киева к развитию ресурсов обороны при широкомасштабной сухопутной войне представляется полностью обоснованным.

Разблокируйте чтобы читать дальше
Чтобы прочитать этот текст, пожалуйста, оформите подписку