Путь к НАТО: сможет ли Украина быстро вступить в Альянс и от чего это зависит сейчас
После того как российский диктатор Владимир Путин подписал указы о "присоединении" к РФ четырех частично оккупированных украинских регионов, президент Украины Владимир Зеленский объявил, что Украина подает заявку на вступление в НАТО в ускоренном порядке.
После этого заявления многие украинцы ждали брифинг генерального секретаря НАТО. Однако Йенс Столтенберг, как и ожидалось, не ответил на прямой вопрос о возможности такого вступления. Этому не стоит удивляться.
Генсек НАТО координирует деятельность организации. Вопрос о вступлении в НАТО принимают все страны-члены Североатлантического альянса – всего 30 членов. При этом решение должно быть принято консенсусом.
Недавно мы были свидетелями того, как после решения Финляндии и Швеции о вступлении в НАТО президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что не может согласиться с этой заявкой, поскольку у этих стран ненадлежащая, с точки зрения его страны, политика в области безопасности и отношения к террористическим организациям. Эрдоган изменил свое мнение только после продолжительного переговорного процесса с руководителями не только Финляндии и Швеции, но и Соединенных Штатов. При этом все мы еще ожидаем положительного решения парламента Турции и по-прежнему опасаемся политических сюрпризов.
Стоит ли спросить себя: сможет ли Украина вступить в НАТО в такой ситуации? Захотят ли все страны-члены НАТО согласиться с ускоренным принятием в альянс страны, на территории которой происходят военные действия и на часть территории которой открыто претендует другое государство, имеющее значительный арсенал ядерных вооружений. Не сомневаюсь, что на этот сложный вопрос многие руководители стран-членов НАТО будут отвечать положительно.
Но не сомневаюсь и в другом – будут и те лидеры, которые решительно не согласятся с такой возможностью.
Переговорный процесс может дать положительные результаты
Значит ли это, что двери в НАТО для Украины закрыты надолго? Нет, не значит. Как мы видели на примере Финляндии и Швеции, переговорный процесс даже с такими жесткими игроками как президент Турции может дать свои положительные результаты. Однако для такого переговорного процесса в случае Украины может потребоваться время. Вопрос – есть ли это время у государства, находящегося в состоянии войны?
Здесь мы возвращаемся к проблеме, которая является одной из важнейших с первого дня войны России против Украины – вопросу о гарантиях безопасности. Прецедент Финляндии и Швеции также создает, по крайней мере, теоретическую возможность ответить на этот вопрос. Соединенные Штаты и Великобритания предоставили обеим северным странам гарантии безопасности для вступления в НАТО.
То есть речь идет о временных гарантиях безопасности. О гарантиях, которые будут действовать до вступления Финляндии и Швеции в альянс и перестанут действовать, как только обе страны станут полноправными членами альянса. В этом случае, кстати, уже Финляндия и Швеция будут гарантировать свою поддержку другим членам альянса в случае нападения на них. Об этом тоже не стоит забывать.
Если Украина получает военную поддержку от членов НАТО, но не обязана участвовать в защите их собственной территории и безопасности, со вступлением в НАТО все изменится, и украинские вооруженные силы станут частью общей инфраструктуры альянса. НАТО – это взаимные обязательства и риски.
И вот здесь возникает следующий фундаментальный вопрос: готовы ли будут страны, предоставившие гарантии безопасности Финляндии и Швеции, предоставить такие же гарантии безопасности Украине, и в какой ситуации это может произойти.
От ответа на этот вопрос будут зависеть развитие процесса евроатлантической интеграции Украины и, наконец, завершение войны, которую развязал Владимир Путин.
Специально для Радио свобода
Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.