"Янукович заработал на книгах больше Дарьи Донцовой". "У Азарова нет собственного автомобиля". "Лутковская владеет квартирой площадью 51,2 кв. м". Третью неделю на налогоплательщиков нисходит лавина информации о чиновничьем добре. Чиновники всех ветвей власти спешат  отчитаться перед народом о нажитом. Самый распространенный комментарий на эту тему в интернете - "ну не верю я, что он/она заработал/а…". И дальше сумма из очередной декларации.

Надо сказать, представления о том,  как должен вести себя человек во власти, за последний век менялись не раз. Сначала примером для подражания считались аскеты-чахоточники с горящими глазами. Высшим пилотажем для наркома было грохнуться в голодный обморок прямо на заседании. Выжившие в 1930-1940-х наркомы и генсеки значительно округлились, но до декларирования доходов, к счастью, не дошло. Это явление возникло вместе со странной идеей о том, что очень богатый человек во власти - лучше, чем просто богатый. Потому как наворовался, и теперь явно захочет послужить отечеству.

Потом и эта идея не выдержала испытания временем. А декларации о доходах сохранились как инструмент учета и контроля. Между тем, эффект от этого аттракциона неслыханной открытости чаще всего обратный. Причем от количества цифр в графе "доход" это не зависит. То, что чиновник врет, понятно всем и сразу. Причем чем внушительней выглядят цифры, тем больше уверенность в том, что это развод. Чиновник врет, если нулей меньше чем мы рассчитывали увидеть. Врет, если их больше. Врет безбожно, нагло и демонстративно, причем даже в тех случаях, когда говорит правду.

Разблокируйте чтобы читать дальше
Чтобы прочитать этот текст, пожалуйста, оформите подписку