Мы и страна: зачем мы друг другу. Вызов украинской независимости
Социологические опросы демонстрируют, как изменился уровень украинского оптимизма по поводу независимости. Изменился в худшую сторону, но иначе и быть не могло. В декабре 1991 года большая часть голосовавших и понятия не имела, что же это такое - независимое государство и зачем оно нужно. Многие были уверены, что это всего лишь этап в построении некоего нового Союза. Поверить, что многие столетия определявшая нашу жизнь на этом пространстве империя умерла безвозвратно, что мы были свидетелями ее бесславной агонии, мог не каждый - именно поэтому еще долгие годы после появления Украины на политической карте многие ее граждане воспринимали себя в качестве жителей СНГ.
Но сейчас ни о каком СНГ никто, к счастью, и не вспоминает. Попытка Москвы вновь собрать ранее оккупированные большевиками страны в новом образовании во главе с Российской Федерацией потерпела крах - а вскоре мы станем свидетелями краха и других российских интеграционных авантюр, в которых, к счастью, пока что не участвуем. Так что теперь для жителей нашей страны Украина - это Украина. Никакого обновленного Союза, никакого СНГ. Выбор прост - Украина или... Россия. Давайте смотреть правде в глаза. Большая часть тех, кто выступает против нашей независимости, воспринимает свою страну просто как часть территории другого государства. Но сколько у нас таких людей?
Не так уж и мало - в особенности на востоке. Социология свидетельствует, что против украинской независимости высказываются 37 процентов опрошенных на юге, 31 процент в Донбассе, 42 - на востоке. Это, конечно же, немало. И это очень отличается от настроений на западе, севере и в центре страны, где в целесообразности существования украинского государства сомневается куда меньше людей - от 5 процентов на западе до 28 в центре.
Означает ли это, что восточные регионы могут при неблагоприятном развитии событий отделиться от Украины? Нет, это означает, что они могут стать еще одной горячей точкой, потенциальной территорией для гражданской войны. На западе и в центре страны сталкиваться некому. А вот на востоке большинство населения все же тяготеет к государственности, и можно сказать, что это не Украина расколота, это восточные регионы внутри себя расколоты почти поровну на тех, кто хочет, чтобы строительство украинского государства продолжалось, и тех, кто его не приемлет. Причем среди неприемлющих тоже можно найти различные настроения. Есть те, кто хотел бы видеть Украину в Евразийском союзе, те, кто хотел бы, чтобы она стала частью России, и те, кому она просто не нравится - а что им не нравится, они и сами не знают. Теперь представим себе, что регионы со столь разнообразными настроениями отпущены в свободное плавание - покоя там не будет никогда, ни один доморощенный диктатор не справится с этим разнообразием мнений о будущем, переходящим в анархию. И, кроме того, этому диктатору придется иметь дело с большинством, тяготеющим к оставленной Украине.
Я пишу об этом фантастическом сценарии специально для тех, кто искренне верит, что стоит украинским регионам разойтись - и тут же наступит покой и процветание, для одних и для других. Да, мы очень разные - но вот только если разойдемся, покоя уже не будет никогда и ни для кого. Как бы это ни парадоксально звучало, но украинское государство - это гарант мира и покоя и для тех, кто хочет его процветания и успеха, и для тех, кто не стремится видеть его на географической карте.
Именно поэтому Украина - наш общий дом. Именно поэтому мы с вами можем либо все вместе выстроить этот дом современным и привлекательным, либо все вместе погибнуть под его руинами. Это и есть вызов двух десятилетий украинской независимости, который придется принять каждому - во Львове и Донецке, в Ужгороде и Луганске, в Черновцах и Николаеве. Другой дороги все равно нет.
Виталий Портников, журналист
Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.