Молчание ягнят. Почему украинцы смирно наблюдают за катком власти
Тоска за народ, злость на себя, усталость от всего. В украинцах культивируют чувства, граничащие с отчаянием. Каждый день события в стране приучают к мысли, что все вокруг - бизнес, ресурсы, жизнь - принадлежит власти и ее смотрящим. Многие готовы смириться с положением вещей и подставить вторую щеку. Но пусть тогда будут готовы делать это регулярно - не раз в пять лет, а каждый день.
Кто рассчитывает молча переждать лихолетье - пусть посмотрит, как это получается у миллиардеров. Некоторые из этих серьезных людей решили, что прятать голову в песок - действенный метод защиты от властного катка. Хотя в этом случае оказываются в самой неблагоприятной для себя позиции. Для этого ли нужно было много лет работать (часто - на грани или за гранью фола, иногда - рискуя жизнью), чтобы дойдя до вершины оказаться прислугой у "новой элиты" страны? Грустные глаза олигархов 90-х, конечно, жалости не вызывают. Но нужно понимать, что удар по крупному бизнесу - это крест на инвестициях в страну, в наш общий дом.
В этом доме кое-как уживаются разные характеры. Они постоянно ссорятся, не имея ничего общего, кроме почти устоявшегося чувства безразличия к происходящему. Бывают исключения. Когда власть больно задевает интересы слишком уж большой группы простолюдинов, безразличие сменяется на праведный гнев, появляется общий враг. Народ выходит на площадь и иногда даже возвращает отнятое. Окружающие, пускай и ненадолго, раскрыв глаза и прочистив уши, сочувствуют: мол, власть унижает, топчет, грабит, а страна несется в пропасть.Однако когда затронуты интересы бизнеса, повода для протеста как бы нет: проблема ведь касается только толстосумов, не наше это дело. Когда власть взялась за Розетку, народ немного пошумел, ощутив запах чиновничьего сапога где-то совсем близко. Когда закрыли популярный файлообменник, рядовые представители интернет-сообщества не словом, а делом чуть было не ответили посягателям на привычный уклад жизни. Но когда чиновники пришли в Новую почту, почти все остались спокойны. "Отберут, и все станет тихо", - комментируют пользователи в интернете.
Но бизнесмена, если это нужно власть имущим, - обдерут, студента - отчислят, а пенсионера - выселят. Произойдет это под равнодушное или возмущенное молчание толпы. А молчание - знак согласия. "Встань, чтобы тебя услышали" - пустой звук в стране, где готовы жить хуже, чем могли бы, ради возможности увидеть пылающую хату соседа. Высокую позу позволяют себе лишь VIP-заключенные и некоторые умудренные жизненным опытом старики - первые, видимо, еще рассчитывают возглавить стадо, а вторым искренне за страну и наследников обидно.
Общее безразличие начинается на кухне, где проблему выговаривают в потолок. Продолжается выпускание пара на работе в курилках и в соцсетях. Заканчивается вечером за бутылкой. Большинство не берется решать проблему, потому что решение кажется невозможным. Лишь иногда украинцы нарушают привычный порядок вещей попыткой убрать ногу с горла. В остальном, прозванные хозяевами "населением", они ищут теплое место под солнцем, зачастую не отдавая себе отчет, что это скотобойня. А получив месячное пособие, устраиваются поудобней у телевизора. Увлекательное зрелище - пародия на Виктора Федоровича или Николая Яновича - позволит иначе взглянуть на вещи. Смешно же. Украинцу обязательно нужно высмеять обиду и окончательно похоронить всю свою злобу. А на закуску - несколько шуток над главной заключенной страны и ее министром внутренних дел.
И вот уже забыто чувство обиды на бело-голубых и оранжевых, красных и малиновых. Распоясавшаяся власть и уполномоченные ею смотрящие кажутся ничтожными. Настолько, что, посмеявшись, можно позволить себе махнуть рукой или даже простить. Ведь что поделать - украинская демократия молода. Смеемся и получаем удовольствие, пока нас грабят.
Хотя, понимание того, что смех в такой стране не может продолжаться вечно, все-таки придет. Отрезвление наступит, хоть и будет болезненным - режим укоренился прочно. Манипуляциями с законом о выборах сколочено какое-никакое провластное большинство в Раде, хотя реальная оценка партии власти - не 50, не 40, а набранные с потугами 30% голосов. От остальных 70% избирателей, голосовавших за перемены, ждут смирения, потому что формально буква закона соблюдена. Но недоверие и разочарование граждан грозит стать ненавистью и перерасти в решительность.
Петр Шуклинов, ЛІГАБізнесІнформ
Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.