"Я встречал такую цифру: Украина тратит 70 млн грн в день на войну на востоке. А по нашим подсчетам, она теряет 100 млн на коррумпированные госзакупки", - сказал во время круглого стола в ЛІГАБізнесІнформ Тато Урджумелашвили, бывший глава Агентства конкуренции и государственных закупок Грузии. Как на и настоящей войне, так и на войне с коррупцией медлить нельзя.

Он и еще несколько его коллег, которые в недавнем прошлом занимали ключевые посты в правительстве Михаила Саакашвили, теперь консультируют правительство Украины по реформе госзакупок и системы административных услуг.

Государственные закупки - одна из самых коррумпированных сфер. На ней наживался беглый Виктор Янукович, на ней наживается и сейчас легион чиновников. Система устроена таким образом, что она позволяет за счет госбюджета покупать товары и услуги по завышенным ценам, присуждать победу в тендере карманным компаниям, уходить от ответственности.

Ксения Ляпина, народный депутат Украины, считает, что грузинский опыт - реальный, его можно потрогать. И опыт этот гласит, что необходимо внедрить электронные системы госзакупок, в основе которых лежит реверсный аукцион - побеждает в тендере тот, кто предложит самую низкую цену.

Юристы Минюста пришли к выводу, что процедуру электронных торгов надо выписать в законе. И многих пугает, что ошибки и неточности в законе приведут к тому, что система не будет работать должным образом, и что закон этот придется долго и мучительно менять

Ляпина говорит, что последняя версия закона о госзакупках предусматривает электронные торги, но юристы Минюста пришли к выводу, что подзаконными актами процедуру выписать нельзя - она должна быть в законе. И многих пугает, что ошибки и неточности в законе приведут к тому, что система не заработает должным образом, и что закон этот придется долго и мучительно менять.

В течение довольно таки длительного времени я имел честь беседовать с грузинскими экспертами, и могу отметить, что они обсуждают наши с вами реформы даже в отсутствие телекамер. Приятно удивил их подход к делу, суть которого состоит в том, что они нетерпеливы в хорошем смысле этого слова, и поэтому стараются "обойти закон" путем принятия подзаконных актов: это быстрее и проще. Но на практике в Украине все выходит не так быстро.

У себя на родине эти эксперты внедрили электронную систему закупок в течение шести месяце. По словам Джабы Эбаноидзе, на все это они потратили всего лишь 500 тысяч долларов, тогда как многие были уверены, что им понадобятся миллионы и годы.

По тому же принципу - простота - грузины подошли и к идентификации участников тендеров. В частности, электронная подпись, которая у нас вызывает бурные дискуссии, в Грузии является одним из условий, но не обязательным - идентифицировать участника торгов в электронном виде можно и другими способами. "Все просто и прозрачно. Нет документарной формы, а потому меньше коррупции", - утверждает Эбаноидзе.

И Дмитрий Шимкив, замглавы Администрации президента, экс-директор Microsoft Ukraine, отвечающий за реформы и внедрение "электронного правительства", отметил, что он, как инженер знает: для разработки софта хватит и четырех месяцев. А пока, по его данным, за первое полугодие государство потратило 64 млрд грн на госзакупки, из которых в электронном виде оформлено закупок лишь на 6 миллионов. То есть 0,00… процентов.

В общем, ввести новую систему, которая существенно снижает коррупцию и экономит деньги, вполне можно было бы до конца года. Это знают и грузины, это признал и Шимкив. Он считает, что 10% закупок могли бы проводится в электронном виде. И все для этого, вроде бы есть: и политическая воля, и возможности, и советники. Но что-то подсказывает, что нам понадобится больше времени. Хотя грузинские советники не будут жить в Украине всю оставшуюся жизнь. А деньги вылетают в трубу прямо сейчас. Госзакупки и война, наши чиновники и "братский русский народ" - это для нас беды одинакового порядка.


Андрей Черников, журналист