Ватиканской Ostpolitik интересовался давно. Не скажу, что великий специалист, но когда писал диссертацию, которая частично затрагивала эту тему, всю возможную литературу на эту тему перечитал.

История УГКЦ в диаспоре 1960–1970-х годов обозначена постоянной борьбой с ней. По-моему, о том, что тогда украинцы были правы в своей критике, свидетельствует тот нюанс, что в своих мемуарах один из архитекторов тогдашней Ostpolitik – кардинал Агостино Казароли – обошел эту тему. Ему нечего было сказать…

Я понимаю также, что благодаря этой политике удалось вытащить из ГУЛАГа Иосифа Слипого и что он некоторые моменты Ostpolitik воспринимал положительно. Но это скорее ее побочные эффекты, а не ключевые цели. Можно долго дискутировать по поводу ее источников в глубине веков, но где ее точно уже можно диагностировать, так это в первой половине XIX века, во времена папы Григория XVI, Уварова и Николая І. То есть во времена т.н. Священного союза, когда на Западе, в том числе и католических кругах, развивается очарование "загадочной русской душой".

Разблокируйте чтобы читать дальше
Чтобы прочитать этот текст, пожалуйста, оформите подписку