Вопрос коалиции

В Верховной Раде может быть сформировано большинство "на двоих" из Блока Петра Порошенко и Народного фронта. Они вполне могут сформировать большинство, используя поддержку депутатов, избранных в мажоритарных округах. Очень вероятно, что фракции-победители пополнят не только выдвинутые этими партиями депутаты, но и многие депутаты-самовыдвиженцы, ибо дружить с властью у нас предпочитают многие.

Учитывая практически полное идейно-политическое совпадение и отсутствие каких-либо заметных разногласий в вопросах внутренней и внешней политики, эти две партии вполне могут все поделить на двоих, вытеснив в оппозицию даже Самопоміч, не говоря уже о более мелких "победителях".

Единственное, что может помешать такой идиллии - это конфликт из-за распределения постов. Если амбиции премьера и президента войдут в соприкосновение, то нас будет ждать жесткая "война всех против всех", в которой будут принимать участие и "младшие братья" парламентских гигантов.

Потому жизнеспособность нового парламента будет серьезно зависеть от взаимодействия между премьер-министром Арсением Яценюком и президентом Петром Порошенко. И высока вероятность, что определенное время этот альянс будет существовать. Оба политика опытны и прагматичны. Они понимают, что демонстрировать внешнее единство для общества - сейчас самая выгодная для обоих стратегия. Пускай за ширмой этого единства может скрываться жесткая подковерная война за каждую должность и министерство.

А в случае возможного конфликта каждый постарается обозначить другого в качестве "виновника раскола". Короче говоря, первые лица государства вполне достойны один другого, они это понимают и в этом понимании - основа для сотрудничества ради реализации общих задач.

Если же начнется война амбиций и перетягивание каната, то ситуация будет тяжелой. Примеры этого мы помним в недавней истории. Тогда появится шанс у "младших фракций" вернуться в большую политику. Думаю, в выжидании и приближении этого момента и будет заключаться парламентская тактика Оппозиционного блока.

Что с явкой

Явка на парламентских выборах всегда была ниже, чем на президентских. На местных выборах явка еще ниже. Из этого вообще не стоит делать трагедии. Низкая явка не является проблемой в развитых европейских странах, а у нас она может быть показателем не того, что люди не пришли, а того, что меньше, чем обычно, вбросили бюллетеней. 

Жизнеспособность нового парламента будет серьезно зависеть от взаимодействия между премьер-министром Арсением Яценюком и президентом Петром Порошенко. Сейчас демонстрация единства обществу является лучшей тактикой для обоих

Так что назовем низкую явку тенденцией оздоровления, потому что огромная явка - это атрибут не демократических обществ, а тоталитарного всеобщего одобрения.

Мажоритарка 

Выборы в мажоритарных округах в очередной раз продемонстрировала, что это рудимент старой системы. Большинство мажоритарных депутатов в новом созыве парламента - это люди, работающие по старинке, через окучивание и подкормку округов. Большинство одиозных политиков получили шанс остаться в парламентской игре на именно благодаря мажоритарным округам, которые подтвердили репутацию коррупционной заводи.

Результаты партий

Народный фронт. Их успех - это продукт грамотной избирательной кампании. Было главное, что важно для выборов - внятный и доступный для понимания избирателей месседж. Я говорю о призыве голосовать за премьерство Яценюка. Избирателю важно понимать, что он голосует за что-то конкретное, важно видеть смысл своих действий. Народный фронт такой смысл людям предоставил: вы голосуете за Народный фронт, избираете Яценюка премьер-министром, он решает проблемы - борется с коррупцией, строит стену от России, работает на евроинтеграцию.

Блок Петра Порошенко. Для партии президента результат выборов трудно назвать удачными. По имеющейся у меня информации, в Блоке Порошенко считали проходной первую сотню списка (не менее 30% голосов), но прогадали. Причина падения рейтинга Блока Порошенко предельно проста - она заключается в росте рейтинга Народного фронта. Эти две силы - сообщающиеся сосуды, и мы видим, как избиратель одной партии логично перетек к другой. Также НФ грамотно использовал некоторые тактические просчеты блока Порошенко. Например, перед выборами мы наблюдали колебания президента относительно будущей кандидатуры премьер-министра. Мы слышали многие заявления от БПП о том, что премьер-министра должен предлагать именно лидер гонки. Притом, что понятной кандидатуры у них нет. Тяжело представить, что народ поддержал бы кандидатуру премьера Виталия Кличко или Владимира Гройсмана. Этими колебаниями Порошенко в итоге подыграл Народному фронту.

Самопоміч. Их успех - во внятном предложении, которое соответствовало спросу на политическом рынке. Украина интенсивно ищет новых политиков и новое качество управления страной, и Самопоміч предлагает им список, в котором нет ни одного действующего или бывшего депутата. Она не состоит из политиков, которые много раз переходили из одной партии в другую. Это сильный посыл. Второй посыл: Самопоміч - партия успешного мэра Андрея Садового, при этом не является партией лидерского типа. Третье - Самопоміч имеет проекты глобальных реформ. "Мы нечто принципиально новое", - сказала Самопоміч обществу, и часть общества ей поверила. Никто не мог предсказать третье место Самопомічі. Это колоссальный результат для абсолютно новой политической силы, о которой на самом деле мало кто что знает. Однако, из тех, кто голосовал за Самопоміч, не каждый назовет больше, чем троих человек в ее списке. Потому пока тяжело судить, является ли данная партия действительно выражением нового качества политики, или же ее суррогатом.

Мы все не учли важный момент - у Сильной Украины не было того сильного административного ресурса, который был у Оппозиционного блока. Грубо говоря, на этих выборах у Оппозиционного блока нашлись "крепостные", а у Сильной Украины их не оказалось

Оппозиционный блок. Их уверенный проходной результат был ожидаем, пусть и немного ниже, чем зафиксирован на данный момент. До последнего оставались сомнения, кого из двух представителей политики прошлого - Сильную Украину или Оппозиционный блок, выберет представитель этого электорального сегмента. Но мы все не учли важный момент - у Сильной Украины не было того сильного административного ресурса, который был у Оппозиционного блока. Ведь Оппозиционный блок - это коалиция олигархов эпохи Виктора Януковича, которые стояли у истоков Партии регионов. Своим результатом они обязаны серьезным контролем над предприятиями. Грубо говоря, на этих выборах у Оппозиционного блока нашлись "крепостные", а у Сильной Украины их не оказалось. Формула успеха в данном случае проста - предприятия Ахметова плюс телеканалы Левочкина. О муссируемых слухах по поводу помощи "оппозиционерам" со стороны нашей высшей власти говорить не буду - не пойман, не вор.

Радикальная партия. Олег Ляшко, мягко говоря, получил не то, на что рассчитывал. Он ведь видел себя на ключевом посту в государстве. Но полученный результат, хоть и сохраняет ему определенное место и влияние в политике, но далеко не то, о котором уже начинали мечтать. Результат Ляшко показывает эффективность "телевизора" в умелых олигархических руках способного как накачать рейтинг за считанные месяцы, так и понизить с уверенных 20 до семи процентов, которые пока вырисовываются для Радикальной партии.

Батькивщина. Мы видим уверенный закат партии Юлии Тимошенко. Внушительный результат получают те, кто работает на стратегию, а у Юлии Владимировны, как всегда, никакой стратегии не было. Они провела выборы по принципу: "а давайте вот это попробуем - вдруг получится". У ее кампании не было единой логики и сценария, были отдельные идеи, вроде №1 в списке для Надежды Савченко или инициативы провести референдум по НАТО. Не было стратегического замысла, образа и понимания предложений для электората. Кампания Батькивщины-2014 - это политика вчерашнего дня, она утратила актуальность.

Почему не прошли коммунисты. Сыграли объективные демографические и территориальные факторы. Базовый электорат КПУ, во-первых, убывает естественным путем, во-вторых - был отрезан от Украины вместе с Крымом и частью Донбасса. Не стоит недооценивать или переоценивать этот факт: коммунисты без Крыма и части Донбасса не добирают всего один процент -  "совковость" еще не ушла из украинского общества и политики окончательно.

Петр Олещук, политолог