В советской и постсоветской вертикали власти любой руководитель, даже самый осторожный, даже самый приверженный демократии, убежден, что подбор кадров - это залог успеха, причем не государственного, а личного. Мы можем удивляться тому, что Петр Порошенко, избранный президентом страны после возвращения к Конституции парламентско-президентской республики и будто бы обреченный стать “слабым” главой государства при сильном правительстве и парламенте, на самом деле буквально за несколько недель превратился в “самого настоящего” президента времен если не Януковича, то уж во всяком случае  Кучмы. Но когда в нашей истории было иначе?

Сталин, между прочим, вообще занимал поначалу  ничего не значившую во властной вертикали должность генерального секретаря ЦК партии. По сравнению с председателем Совнаркома, председателем Совета труда и обороны - на этих должностях находился до смерти Ленин, председателем Реввоенсовета - на этой должности находился до опалы Троцкий, председателем исполкома Коминтерна - на этой должности находился до поражения Зиновьев - генсек выглядел всего лишь скромным кадровиком, обслуживавшим старших товарищей. Ну и что? Где через десятилетие после смерти Ленина находились все эти старшие товарищи, а где - скромный кадровик?

Сталин первым понял секрет аппаратного успеха в стране с неконкурентной экономикой. На незначительные должности нужно ставить сильных и потенциально опасных, но не имеющих возможности расправить крылья людей. На значительные должности нужно ставить людей слабых и преданных. Так буквально за десятилетие ленинское политбюро, состоявшее из участников вооруженного захвата власти, теоретиков и практиков большевистского термидора, стало состоять из тех, кого Осип Мандельштам в своем знаменитом стихотворении о Сталине назвал “полулюдьми”. Из этих полулюдей советская номенклатура будет состоять вплоть до краха государства - и, ненадолго оттесненная от вершин власти, вернет себе позиции в при позднем Ельцине и Путине.

Сталин первым понял секрет аппаратного успеха в стране с неконкурентной экономикой. На незначительные должности нужно ставить сильных и потенциально опасных, но не имеющих возможности расправить крылья людей. На значительные должности нужно ставить людей слабых и преданных

В Украине эту номенклатуру никто никогда ниоткуда не оттеснял - и это при том, что разгром украинских управленческих кадров в советское время был куда серьезнее, чем в Москве - и надолго превратил Киев в эталон исполнительности, гибкости и серости. Для того, чтобы руководитель государства научился подбирать кадры не с точки зрения их личной преданности и личного комфорта, а с точки зрения профессионализма и умения решать задачи, нужен не другой руководитель, а другая система. Так было буквально с первого дня существования независимой Украины. Кравчук окружал себя советниками, на фоне которых он выглядел умнее и проницательнее - учитывая личностный потенциал Леонида Макаровича, это было не так уж сложно и открывало возможности для маневра, но я и тогда, и теперь не понимаю, зачем ему такие советники.

Разблокируйте чтобы читать дальше
Чтобы прочитать этот текст, пожалуйста, оформите подписку