Глобальный контур: Европа не готова к ответу на новые угрозы

Гарри Каспаров выступил с обращением, которое всем, кто знаком с политической историей, остро напоминает выступления Александра Солженицына в США в 1970-е. Как и Солженицын, Каспаров бросает Западу взволнованный упрёк в отсутствии политической воли: сегодняшний компромисс с нелиберальными режимами обойдется дорого завтра. Каспаров, как и Солженицын, не рассчитывает на демократическое движение в России "снизу", призывает к ужесточению санкций с единственным расчетом на раскол кремлёвских элит.
Гарри Каспаров – умный, опытный, всемирно известный человек, его голос имеет значение. Он фиксирует позицию, которая, несомненно, останется в политической истории, так же как и позиция Солженицына. Аналогия усиливается еще и тем, что голос Солженицына звучал "без адресата", но уже через несколько лет президентом США стал Рональд Рейган и "время компромисса" кончилось. Ещё через несколько лет начался "раскол элиты" в советском руководстве, и в 1991 году "Восточный блок" распался. Эта аналогия создает и контекст некоторой надежды в отношении позиции Каспарова.
Однако сейчас ситуация сложнее, чем она была в конце советского периода. Дело не в нехватке политической воли у руководителей Запада, а в гораздо более масштабной проблеме. В начале столетия и внутри Запада, и вне его стабилизировалось много "иллиберальных режимов", хорошо встроенных в глобальный экономический обмен.
Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.