Многие сегодня разделяют ошибочное мнение, будто законопроект "Об очищении власти" основан на европейском опыте люстрации и будто люстрация - это в большей мере политический акт, нежели правовая процедура. Это мифы, от которых нужно избавиться, чтобы понять, в каком направлении двигаться дальше.

Заблуждение первое: проект основан на европейском опыте люстрации

Проект имеет очень мало общего с европейским опытом, так как тема де-советизации государственного аппарата мало заботила его авторов, хотя эта тема тихо звучит где-то на периферии текста документа. Между тем, именно десоветизация была фокусом люстрационных усилий таких стран как Чехия, Польша, Венгрия, Албания, Болгария, Румыния, а также стран Балтии.

Под десоветизацией в широком смысле понимается очищение госаппарата от бывших функционеров коммунистической партии, органов безопасности, а также лиц, сотрудничавших с органами безопасности как негласные агенты. Широкая люстрация была успешно применена лишь в Чехии. В других странах упор делали на де-кагэбизации госаппарата - на штатных сотрудниках органах безопасности и лицах, сотрудничавших с ними. Целью люстрационных усилий в этих государствах было ограждение новой демократической власти от контрреволюции со стороны самой мощной в тогдашнем обществе реакционной силы - органов безопасности и их агентурной сети.

Разблокируйте чтобы читать дальше
Чтобы прочитать этот текст, пожалуйста, оформите подписку