Риторика нашей церкви - не церковная. Блиц с архимандритом УПЦ МП
Украина - в шаге от Томоса. И помешать этому процессу, скорее всего, уже не смогут ни угрозы представителей Украинской православной церкви Московского патриархата, ни ультиматумы РПЦ.
Что еще должна сделать Украина для получения автокефалии, кто может участвовать в объединительном соборе и насколько в него будет вовлечена верхушка УПЦ МП - в интервью LIGA.net рассказал архимандрит московского патриархата (в 2007-2009 годах руководитель отдела внешних связей), профессор Кирилл Говорун.
- Синод Вселенского патриархата вчера подтвердил намерение предоставить Томос Украинской православной церкви. Это может произойти после создания в Украине единой православной церкви. Какой будет дальнейшая процедура? Что нужно сделать?
- Это должны быть два параллельных процесса. Первый процесс будет происходить в Украине, а второй - в Константинополе. Украинская часть заключается в том, чтобы подготовить и провести объединительный собор. Он будет состоять из епископов Киевского патриархата, УАПЦ и Московского патриархата. Епископы должны собраться в Киеве и основать новую юрисдикцию, новую церковь. При этом церкви, которые существовали до этого, в частности - Киевский патриархат и УАПЦ, очевидно, будут аннулированы.
Или, правильнее сказать, переоснованы. То есть получат новую юрисдикцию.
Параллельно с этим в Константинополе будет продолжаться процесс предоставления Томоса. Пока его нет. Пока - только возрождена митрополия Киевского патриархата. Это первый шаг к Томосу. Дальше дело за Синодом. Он снова должен собраться, чтобы принять решение о Томосе. Когда это произойдет - сказать сложно. Потому что, как видите, есть определенная динамика: и в реакции со стороны Москвы, и в реакции со стороны других поместных церквей. Эта реакция, думаю, влияет и на таймлайн, на планы Константинополя.
Я еще в мае говорил, что Томос может быть до конца года. Наверное, так и будет.
В любом случае, реакция со стороны церквей повлияет на то, когда будет принято решение. Собственно, от этого таймлайна Константинополя будет зависеть таймлайн киевского процесса. Как быстро Константинополь будет готов дать Томос - так быстро будет собран и объединительный собор в Киеве. В какой-то момент эти два процесса должны объединиться в одну точку. Я говорю о моменте, когда Томос привезут в Киев. И единая поместная церковь начнет свое существование параллельно с Московским патриархатом.
Сейчас президент в Твиттере сообщил, что автокефальная церковь уже состоялась. Он немного забежал наперед: автокефальная церковь еще не существует. Еще раз. Пока только восстановлена только Киевская митрополия Константинопольского патриархата.
- Объединительный собор - как он должен проходить? По какой процедуре? Сколько иерархов нужно для кворума?
- В этом соборе примут участие все, кто захочет. Это будет отдельное решение каждого епископа. Поэтому предусмотреть, сколько людей примет участие, невозможно. Решения будут приниматься, в том числе, в последнее мгновение. Особенно это касается представителей Московского патриархата. Хотя с большой вероятностью можно допустить, что там будут все епископы Киевского патриархата и УАПЦ.
Это будет собор именно епископов. Наверное, не смогут принять в нем участие паства и священники. По моему личному мнению, это неправильно. К такому собору стоило бы допустить и рядовых верующих, и духовенство, и представителей монашества. Чтобы это был настоящий собор. Но пока что, как я знаю, такой формат не рассматривается.
Скорее всего, собор состоится в Софии Киевской. Такие планы пока озвучиваются. Место хорошо подходит для подобного собрания. Время собора будет зависеть от того, когда на Фанаре соберется синод и примет решение о Томосе. Обычно это происходит в десятых числах каждого месяца. Следующий будет в ноябре, потом в декабре и так далее.
- Украинская церковь с собором тоже должны вложиться в эти даты?
- Да. Но десятое число какого именно месяца - пока неизвестно.
- Собор должен выбрать нового предстоятеля уже единой поместной церкви. Как будут проходить эти выборы?
- Группы архиереев будут выдвигать своих кандидатов. Будут и самовыдвиженцы. А дальше - голосование. Очевидно, что закрытое.
- Кто конкретно будет участвовать в выборах? Кандидатуры уже обсуждаются?
- Нет. Можно предугадать, что точно будет принимать участие Филарет. По остальным я не стал бы ничего говорить. Еще рано.
- Сколько времени займут выборы? Когда конклав выбирает католического Папу Римского, все днями ждут белого дыма.
- Нет, у нас такого не будет. У нас все быстрее. Я думаю, это займет два-три дня.
- Украинская автокефальная православная церковь, митрополии КП и МП будут принимать участие в соборе на равных? Кто имеет право его созвать? Киевский патриарх Филарет, глава УАПЦ Макарий, или Онуфрий?
- Это должна быть инициатива самих епископов. Это такой себе собор самоуправления. Знаете, когда создается какая-то новая структура, то ее идеологи, делегаты собираются по собственному желанию. Так и здесь. Их не созывает ни государство, ни Константинополь. Это инициатива самих представителей разных церковных структур в Украине.
- И все-таки, когда это может произойти? Дата уже обсуждается?
- Как я сказал, все будет зависеть от даты синода Вселенского патриархата.
- Насколько Московский патриархат может быть вовлечен в этот процесс? Понятно, что КП и УАПЦ в этом напрямую заинтересованы.
- Я знаю, что значительное количество епископов - готово. Я думаю, что процесс вовлечения УПЦ Московского патриархата к новой церкви будет развиваться по экспоненте. Сначала очень медленно, чтобы посмотреть, что из этого выйдет, а потом они ускорятся.
- Какой процент иерархов УПЦ МП, условно, может принять участие в объединении?
- Я не могу сказать. Все держат свое мнение при себе. А некоторые даже себе не признаются.
- Поступают ли угрозы к духовенству УПЦ Московского патриархата ? В последние месяцы несколько представителей Московского патриархата отказывались комментировать LIGA.net Томос и присылали сканы документов с запретом на высказывание публичной позиции и предупреждением о возможных мерах "дисциплинарно-канонического характера".
- На самом деле, есть давление. И на священников, и на епископов. Не думаю, что это кому-то помогает. Вряд ли этого достаточно для того, чтобы прекратить процесс создания украинской поместной церкви. И даже наоборот. Так что да, давление есть. Я тоже знаю о нем из разных источников. Даже от знакомых священников. Они пока действительно не готовы о нем публично говорить. Но, к сожалению, это существует.
- А теперь УПЦ МП угрожает патриарху Варфоломею анафемой. А РПЦ - разрывом всех связей с Константинополем.
- На официальном уровне Московский патриархат с такими заявлениями пока не выступает (заявление транслировал глава пресс-службы Московского патриархата Василий Анисимов - ред). Они абсолютно бессодержательны и неканоничны. И даже сам факт того, что официальные спикеры с такими заявлениями выступают, выводит УПЦ за пределы канонического поля.
Это очень опасные, как по мне, заявления. Крайне опасные.
Даже если УПЦ не соглашается с какими-то шагами Константинополя, все равно они должны использовать другую риторику и другие слова. Это нецерковная риторика. И даже больше: неприемлемая для православной церкви риторика.
- Если говорить в целом о процессе. Вчера сначала была перемога - многие люди решили, что УПЦ «дали Томос». Потом зрада - оказалось, не дали Томос. Насколько все происходит спокойно и правильно?
- Все происходит очень спокойно и очень взвешенно. Безупречные шаги с каноничной точки зрения. Если кто-то захочет придраться к тому, насколько легитимны решения Вселенского патриархата, - то придраться не к чему. По канонам. Конечно, если не знаешь церковных правил, цепляться можно к чему угодно. Но если опираться на каноны, можно сказать, что эти шаги очень правильные. Да, они постепенные. Медленные. Этим они и отличаются от политических процессов, которые зависят от скорости реагирования и конъюнктуры.
Но сейчас зависимость от внешней конъюнктуры уже минимальна.
- И все же, эти процессы - церковные или больше политические?
- Наверное, церковно-политические. Я бы сравнил их с айсбергом, где видна только верхушка, а большая часть скрыта под водой. Пока мы видим верхушку, поверьре. Это и есть та самая политическая составляющая процесса. Но то, что под водой, имеет очень большое церковное значение. Потому что действительно приведет к преодолению раскола между церквями.
Читайте также: Почему анафему с Филарета сняли, а Томос - дадут потом