Удар по РПЦ и не только. Что Рада приняла и что оставила на потом
Молебен сторонников Московского патриархата под парламентом не помог. Рада приняла закон о том, что Российская церковь в Украине больше не может называться Украинской и священники этой церкви не имеют права появляться в воинских частях. После драки решили пока не ставить на голосование проект закона о переходе из одной церкви в другую. Подробности - в материале LIGA.net.
Защита Новинского
Утром перед парламентом собрались несколько сотен сторонников церкви Московского Патриархата с крестами и хоругвами. Они требовали не принимать законопроекты о переименовании церкви с центром управления в стране-агрессоре и о правилах перехода из одной церковной общины в другую. К верующим вышел депутат Оппозиционного блока Вадим Новинский. Он признался, что Оппоблок не сможет помешать большинству проголосовать. "Но это только начало нашего православного сопротивления", - заявил Новинский и попросил собравшихся не поддаваться на провокации.
Депутат также пообещал "защищать каждый храм и каждого священника всеми законными способами". Отвечая на вопрос LIGA.net, будет ли он защищать священников, как митрополитов Александра Драбинко и Агапита, захватывая их, Новинский сказал: "Вы считаете что я Драбинко где-то задерживал?" Услышав, что корреспондент LIGA.net ссылается не на личное мнение, а на обнародованные материалы следствия, депутат заявил, что будет действовать исключительно в юридической плоскости.
Девять месяцев на переименование
Уверенным большинством в 240 голосов депутаты приняли закон №5309 о переименовании церквей с центром управления в стране-агрессоре. Церковь, центр управления которой находится в России, в течение девяти месяцев должна внести изменения в свой устав и указать в названии, кому она на самом деле подчиняется. Если церковь откажется менять название, оно будет считаться недействительным.
По словам автора проекта Александра Бригинца, религиозная организация может сама внести изменения в устав, не дожидаясь истечения срока и экспертной проверки устава Минкультом. Название церковь может придумать себе сама и даже использовать словосочетание "в Украине". "Например, российская православная церковь в Украине, российская православная церковь в Киеве", - пояснил Бригинец. Он подчеркнул, что единственное ограничение для такой церкви - это запрет ее священникам проповедовать в подразделениях ЗСУ.
Также в законе указаны признаки церкви с центром в стране-агрессоре. Или такое подчинение прямо зафиксировано в уставе, или центр принимает канонические и организационные решения, которые обязательны для украинского филиала. Или же руководители украинского филиала входят в управляющие органы иностранной церкви с правом решающего голоса.
После изменений в устав церкви Московского патриархата, центр ее управления формально находится в Киеве, но два других признака филиала РПЦ остались.
"Не беснуйтесь, закон принят!"
Вадим Новинский и Нестор Шуфрич побежали в президиум и стали убеждать спикера, что голосование недействительно, так как они зафиксировали кнопкодавство. "Закон принят. Не беснуйтесь! Иначе мне придется перекрестить вас и выгнать беса из зала", - отреагировал спикер.
Возвращаясь на место, Шуфрич сорвал с парламентской трибуны плакат с изображением Виктора Медведчука. На плакате с надписью "агента Путина Медведчука под суд" глава политсовета партии "За життя" был изображен за решеткой. Депутат от Народного фронта Юрий Береза остановил Шуфрича, чтобы забрать плакат. На защиту Шуфрича бросился его соратник по оппозиционной платформе "За життя" Юрий Бойко. На помощь Березе подтянулись сторонники евроатлантического курса Украины. После непродолжительной, но эффектной драки, победители снова приклеили плакат с Медведчуком на трибуну.
Журналистам Шуфрич пояснил, что сорвал плакат, потому что считает "непристойным поганить трибуну Верховной Рады какими-то художествами".
После обеденного перерыва спикер сообщил, что направил принятый закон о переименовании религиозных организаций на подпись президенту. Депутаты Оппозиционного блока пообещали обжаловать закон в Конституционном суде.
Нерегулируемый переход
Проект закона о переходе из одной религиозной общины в другую №4128 Рада не приняла даже в первом чтении. Депутаты из коалиции пояснили, что его отложили из-за напряженной атмосферы в зале. Бригинец отметил, что переход, в принципе, возможен и сейчас.
Действительно, уже два прихода, в Виннице по инициативе митрополита Симеона и в Киеве по инициативе митрополита Александра Драбинко, перешли в единую Православную украинскую церковь. Но не во всех общинах есть такое единство священника и большинства прихожан.
Автор проекта, Виктор Еленский считает, что закон о переходе не менее важен чем закон о названии. "Очень много желающих перейти в единую украинскую церковь и они просят урегулировать этот вопрос", - сказал он. Еленский также пояснил, что в проекте по переходу есть предохранитель от постороннего влияния. Противники перехода не смогут привести на собрание общины "титушек", которые могли бы повлиять на голосование. Члены религиозной общины которые будут принимать участие в собрании, должны подписаться и указать свои паспортные данные.
В отличие от первой версии законопроекта, предлагается принимать решение о переходе не простым большинством, а двумя третями голосов участников собрания. Еленский также сообщил, что Новинский подал свой альтернативный законопроект, по которому решение о переходе может быть принято только если все участники собрания за. "Это говорит о том, что Оппозиционный блок хочет сделать такой переход невозможным", - добавил он.
В целом закон депутаты смогут принять не раньше февраля. Так что еще минимум два месяца из Московской в Украинскую церковь верующим придется переходить без светофора и дорожной разметки.
Читайте также: "ПЦУ никогда не будет государственной". Епифаний о плане действий