Томос: как договариваются Филарет, Макарий и иерархи из УПЦ МП
Иерархам Украинской автокефальной церкви, УПЦ Киевского патриархата и части Московского патриархата в ближайшее время предстоит договориться о проведении объединительного Собора, выбрать главу церкви и принять ее устав. Но подготовка к этому событию подняла старые обиды между иерархами, нанесенные в 1990-х - в период становления конфессий. Процесс мог бы затянуться и на годы, если бы Банковая и Вселенский патриархат не подталкивали участников к скорейшему компромиссу.
Как идет процесс переговоров, в чем основные сложности подготовки собора и почему выжидает Московский патриархат в Украине - в материале LIGA.net.
Зачем нужен объединительный Собор
Архиерейский Собор - это фактически церковный комитет, где иерархи должны проголосовать за предстоятеля, устав новой церкви и дать ей название. До его проведения нужно договориться о правилах: каким числом голосов принимать решения и что прописать в уставе. Добро от Вселенского патриархата - уже есть. Константинополю не нужно дополнительно подтверждать легитимность Собора.
Право участвовать в Соборе получит верхушка всех трех церквей - иерархи. Как сообщил Филарет, от Киевского патриархата там будет 41 архиерей, от УАПЦ - 13. По данным разных источников, Московский патриархат представят от 5 (эта цифра ближе к реальности) до 20 иерархов. Точное количество держиться в секрете, чтобы не поставить под удар Москвы сторонников украинской церкви в МП.
Когда соберутся иерархи
У Собора все еще нет даты. "Все зависит от того, когда украинские епископы придут к общему согласию", - сказал советник президента Украины Ростислав Павленко на последнем публичном общении с прессой. Но уточнил: речь о считанных месяцах или даже неделях.
Приблизительное время проведения исторического события в Киеве не осмеливаются озвучивать LIGA.net даже не под запись самые продвинутые спикеры УПЦ КП и УАПЦ. По имеющейся информации, намеченной на Банковой даты "конец ноября" придется ждать дольше.
Объявление даты Собора будет означать, что стороны договорились. Пока у них - этап претензий.
Предстоятель УАПЦ Макарий недоволен, что Филарет игнорирует его предложения и гнет свою линию. "Филарет обратился ко мне и говорит, что нужно созывать Собор. Я ему говорю: нет устава. А он отвечает - что будет его (КП) устав", - объясняет он.
Патриарх Филарет на это реагирует: "Все вопросы, которые поднимает митрополит Макарий, - все они будут решены на архиерейском Соборе. Не до Собора, а на Соборе". Это лишь одна деталь горячих кулуарных споров, который ведутся вдали от общественности.
Читайте также Объединительный собор решит три основных вопроса - Филарет
Последняя встреча Макария и Филарета состоялась на Покрову, 14 октября.
Упорство Филарета вполне объяснимо. У Киевского патриархата - двойное превосходство над УАПЦ и МП в количестве иерархов, которые могут прийти на объединительный Собор. И ему проще продавливать решения уже на месте. Единственный инструмент, который остается у Макария - не соглашаться на Собор до выполнения его условий.
К тактическому противостоянию добавляется эхо старых обид, когда Филарет пытался "отодвинуть" Макария и присоединить священников УАПЦ к КП. Терапевтом и арбитром для обеих церквей в этом конфликте выступает Банковая. Президент Петр Порошенко встречался по отдельности с Филаретом, Макарием и Онуфрием, а на 13 ноября запланированы его переговоры со всей верхушкой УПЦ МП.
Порошенко лично заинтересован, чтобы стороны договорились: единая церковь должна стать фишкой его будущей президентской кампании.
Кроме кандидатуры нового предстоятеля, церквям предстоит договориться и о более мирских вещах: распределении должностей в новой структуре и приходов. Один из принципов, на который рассчитывают в обоих лагерях: кто чем владеет, с тем и останется.
Еще до объявления большого Собора каждая из церквей должна провести внутренние соборы, чтобы "сверить часы" со своими епископами, сообщил LIGA.net протоиерей УАПЦ отец Виталий (Дончак). Их даты и формат пока тоже не определены.
Кто может возглавить церковь
В УПЦ КП на должности предстоятеля видят только Филарета. Позиция остальных игроков прямо противоположная: Филарет не должен возглавить объединенную церковь. Хотя, заверил LIGA.net Виталий Дончак, Макарий последовательно не претендует на пост главы новой церкви. Пока это самая высокая точка непонимания, которая влияет на все остальное.
Читайте также Филарет или Онуфрий: кого украинцы видят главой поместной церкви
В АП утверждают, что их вопрос предстоятеля не интересует: главное, чтобы Собор состоялся. Существование письма, в котором Варфоломей просит Филарета и Макария не выдвигаться в предстоятели церкви, на Банковой отрицают. Это слухи, заверил журналистов Павленко.
Для примирения сторон в Украине работают экзархи Вселенского патриархата, открывшие церковное посольство Константинополя в Киеве (ставропигия). "Они ведут диалог. Они контактируют с властью, с разными организациями", - объяснил Павленко миссию экзархов.
В УПЦ МП свой взгляд на выборы предстоятеля. Как сообщил LIGA.net Александр Драбинко, кандидатами должны быть все без исключения участники Собора. Тогда соборяне тайным голосованием в первом туре определят тройку лидеров, а во втором предстоятеля.
Читайте также интервью Митрополит Драбинко: Предстоятель должен быть старше, чем я
Чего боятся епископы УПЦ МП
У Московского патриархата в Украине есть несколько ключевых фигур, все они пророссийские. Среди них: предстоятель Онуфрий, одесский митрополит Агафангел, донецкий - Илларион, и бориспольский митрополит Антоний.
Летом Агафангел ездил в Константинополь с другими представителями синода УПЦ МП, где заявил, что у их церкви уже есть Томос. "У нас самостоятельная в управлении церковь. Мы не административно, а духовно связаны с РПЦ и на богослужениях поминаем святейшего патриарха московского Кирилла", - открыто заявил он Вселенскому патриарху.
Читайте также Риторика нашей церкви - не церковная. Блиц с архимандритом УПЦ МП
Церковных лидеров за пределами синода УПЦ МП не существует, утверждает доктор философских наук и религиовед, в прошлом - богослов УПЦ МП Юрий Черноморец. "Люди руководствуются дисциплиной, как в армии", - говорит он.
При таком уровне контроля, по информации LIGA.net, на Соборе с большой долей вероятности будут присутствовать митрополит Переяслав-Хмельницкий Александр Драбинко и митрополит Черкасский и Каневский Софроний. К ним также могут присоединится: Симеон из Винницы, Никодим из Житомира и Иоанн из Херсона. Итого - пять иерархов.
Часть иерархов УПЦ МП, вероятно, войдут в церковь уже после Собора. Сейчас они боятся не только за карьеру. Их страх вызван пониманием, что украинские спецслужбы не смогут защитить всех от мести московских кураторов, объясняет Черноморец: "Если бы архиереи не боялись новичка (яд, которым отравили Скрипалей - ред.) из Москвы, то к церкви присоединились бы 63 из 90, как минимум. А поскольку у нас слабое государство, то уйдут от двух до 20".
Как сделать духовенство УПЦ МП сговорчивее
Сегодня это самая крупная православная церковь по количеству иерархов. В Московском патриархате их 90, тогда как в КП - 41. Но данные соцопроса Центра Разумкова говорят о том, что с 2010 года доля верующих, которые идентифицируют себя с КП, растет, а МП - падает. Прихожанами Киевского патриархата назвала себя треть опрошенных, а УПЦ МП только 13%.
Большое количество иерархов УПЦ МП - это сознательная политика церкви, чтобы показать динамику роста в сравнении с УПЦ КП. А еще - чтобы получить дополнительные голоса на Архиерейском соборе в Москве, говорит эксперт Дмитрий Горевой.
В результате возросшее количество митрополитов обслуживает прежнее количество духовенства. На одну область приходится сразу несколько епархий с отдельным иерархом. В несколько раз возросла и финансовая нагрузка на отдельные приходы. "Есть приходы, где со священников выжимают все, как в Хмельницькой области", - рассказал Горевой LIGA.net.
По мнению Черноморца, фактор церковного налогообложения станет важным в раздумиях средней и нижней прослойки духовенства МП.
По данным LIGA.net, каждый приход УПЦ МП передает в епархию от 2500-3000 гривень в зависимости от своего размера. Это без учета оплаты коммуналки, хоров и других расходов. Предположительно, новая единая церковь предложит более мягкие налоги.
Например, сейчас в УПЦ КП налоги "вверх" стартуют от 100 гривень с прихода. Соответственно, если вместо 100$ священник сможет платить по 100 гривень, то это станет настоящим налоговым пряником для богослужителей первичного звена.
Второй способ сделать духовенство УПЦ МП сговорчивее может использовать Варфоломей, если убедит Филарета не принимать участие в выборах предстоятеля. Его кандидатура не воспринимается большинством епископов Московского патриархата.
Еще один момент, который повлияет на позицию в МП - что будет с их святынями, в первую очередь с Киево-Печерской Лаврой. Патриарх Филарет считает, что она должна принадлежать объединенной церкви. Говорят о двух сценариях: сам предстоятель Павел для собственного комфорта и безопасности перейдет в юрисдикцию новой церкви, ссылаясь на самоуправление Лавры в составе УПЦ МП. Или же государство пойдет на разрыв договора аренды, заключенного при экс-президенте Викторе Януковиче.
Как предотвратить конфликты за приходы
Церковная община в любой момент может менять конфессию. Об этом говорит действующий закон о свободе совести и религиозных организаций. Это главный инструмент, который позволит приходам переходить в новую церковь. Но только за время независимости в Украине было построено более 4 тысяч храмов. Масштаб возможных провокаций, на которые постоянно намекает верхушка РПЦ, сложно представить.
Пока закон не детализирует, как выходить из конфликтов, если одна часть общины захочет остаться с Московским патриархатом, а другая - пойти в новую церковь. Самый известный такой скандал дошел до разбирательств в ЕСПЧ в 2007 году: европейский суд защитил право парафии перейти из Московского патриархата в Киевский. Но фактически этого не произошло.
Начало войны с Россией и случаи отказов отпевать погибших бойцов в храмах Московского патриархата уже вызвали масштабную волну переходов. Зафиксировано около 70 случаев добровольной смены конфессии - от МП к КП. Основная проблема в переходах: у людей не было хорошего юридического сопровождения, и они делали опрометчивые шаги. Как в селе Птича Ровенской области, где конфликт тянется несколько лет. "Большинство села решило выйти из МП. Пошли и зарегистрировали общину КП. А меньшинство по указке священноначалия говорит: зарегистрировали? Тогда будьте здоровы. Чемодан, вокзал, Киевский патриархат. А храм наш", - рассказал Еленский.
"Там, где 90% верян хотели перейти - все проходило гладко. А там, где меньше людей или священник был против - не очень гладко. И каждый раз МП делало картинку для росТВ, что радикалы захватывают храмы”, - отмечает депутат-религиовед.
В парламенте два года лежит его законопроект 4128, который прописывает более подробную процедуру перехода: на общих сборах общины, с идентификацией каждого прихожанина. На Банковой говорят, что этот проект можно доработать и выносить в зал.
Вот только государство не может излишне вмешиваться в жизнь приходов, предупреждает Еленский: "Если бы мы имели дело с акционерными обществами, то мы бы указали, что членами АО могут быть только те, у кого рыжие усы или определенный процент уставного капитала. В отношении религиозной общины мы такое не можем прописать".
Теоретически в случае острых конфликтов полиция сможет закрывать храмы до их разрешения. Это неписанное правило применяли на переломе 1980-1990 годов, когда 1,5 тыс сел были охвачены противостоянием между православными и греко-католиками.
Если храм принадлежит не общине, а государству, и на него претендуют несколько общин, власть может заключить договор. В народе это называется поочередным богослужением.
В МП об этом не хотят и слышать: две литургии в один день и за одним престолом не служатся. Хотя еще как служатся, подтвердил LIGA.net источник в Московском патриархате. "Это называется приставной престол. Никаких проблем нет. Когда мы бываем за границей, в католических соборах возле святынь, мы же не считаем, сколько там отслужили литургий? Приходим со всем своим и служим, причащаемся. Иначе мы можем никогда к святыням не попасть. И не нам диктовать свои условия и правила".
Пока власть не делает резких движений для принятия нового закона, чтобы ее не обвинили во вмешательстве в церковные дела.
С этой позиции в Украине на данном этапе невозможен болгарский сценарий, когда власть ультимативно объединяла православные конфессии. Но в Болгарии была поддержка Вселенского патриарха, чиновников Евросоюза, а президент имел огромный авторитет. Объединение вышло со второй попытки. Священники и прихожане, не пожелавшие сливаться, превратились в маргинальные группы.
Если церковным иерархам Украинской автокефальной церкви и УПЦ Киевского патриархата удасться создать новую церковь, то в Украине возможен сценарий, когда архиереи МП сохранят за собой определенное количество храмов, но потеряют своих священников. Их приходы станут полупустыми. Сейчас такое положение дел у Московского патриархата в Галичине.