"ПЦУ никогда не будет государственной". Епифаний о плане действий
Митрополит Киевский и всея Украины Епифаний (фото - Андрей Гудзенко/LIGA.net)

15 декабря украинцы стали свидетелями исторического события. Объединительный собор Украинской православной церкви избрал предстоятеля единой церкви, митрополит Киевский и всея Украины. Им стал 39-летний митрополит Переяславский и Белоцерковский УПЦ Киевского патриархата Епифаний. Избрание предстоятеля Православной церкви Украины (ПЦУ) хоть и значимый шаг на пути к независимости украинского православия, но не последний. Впереди еще поездка на Фанар за томосом и длительный процесс формирования новой религиозной институции.

«Если бы в далеком 1992 году была создана единая украинская православная церковь, то не было бы оккупации Крыма и войны на востоке Украины. К сожалению, украинское общество было поделено на церковной почве. Была украинская церковь, которая отстаивала интересы украинского народа, а была церковь, которая открыто отстаивала интересы агрессора. Поэтому государство не должно вмешиваться в дела церкви и эта новосозданная церковь никогда не будет государственной церковью», - заявил Епифаний в эфире программы Свобода слова на телеканале ICTV.

О чем еще рассказал глава ПЦУ: LIGA.net публикует самые интересные цитаты.

О месте ПЦУ в мировом православии. Сейчас мы слышим, что не будет полноценной автокефалии, что это церковь будет в подчинении Константинополя. Но это неправда. Как вы слышали, после избрания имя нового предстоятеля, то есть мое имя, было провозглашено в диптихе на Фанаре. Это значит, что мы занимаем почетное, хоть и последнее, место в диптихе (порядке размещения православных церквей, - ред.). Это означает, что мы будем независимой полноценной автокефальной церковью. После вручения томоса мы будем самоуправляемой церковью, будем управлять здесь, в Киеве. Даже речи не идет о том, что мы будем зависимы от Константинополя.

О дальнейших шагах. После получения томоса мы начнем формирование руководящих органов, то есть церковь – это не только предстоятель. Будет проведен архиерейский собор, которые сформирует священный синод и синодальные управления. В руководстве единой поместной православной церкви будут принимать участие все те церкви, которые присоединились к объединению. Также у нас много работы впереди, поскольку сегодня есть много наших собратьев, которые до конца не верят в единую церковь. Но нам надо показать единство и что мы готовы принять всех.

О священниках УПЦ МП. Преград или ограничений для перехода священников Московского патриархата в ПЦУ не должно быть. Конечно, на протяжении десятилетий были споры и вещи, которые противоречили христианскому видению. Но мы готовы забыть все, перевернуть эту старую страницу и строить единую церковь.

В Московском патриархате есть много достойных и хороших священников, но, к сожалению, у них нет доверия, и они не могут перейти этот барьер, они боятся. Вы видите, что сейчас происходит в отношении тех священников, которые пришли на собор: санкции, им запретили священнослужение. Но эти санкции недействительны, потому что они стали архиереями канонической украинской православной церкви. Москва будет делать все возможное, чтобы этих переходов не было, но мы верим, что преодолеем эти преграды.

О реформе церкви. Мы должны реформироваться. Если мы живем в этом обществе, хотим использовать современные технологии и работать с нашей молодежью, то мы должны мудро, трезво и постепенно воплощать эти реформы. Если говорить о каких-то решительных реформах, то это может внести раскол в церковь. Например, календарный вопрос. Мы можем праздновать Рождество Христово 25 декабря или не можем? Это может внести смуту и раскол.

Как стал священником. У многих вопрос, почему был избран такой молодой предстоятель, но возраст не отыгрывает такой важной роли. Все будет оценено в будущем по поступкам. Еще в школе у меня возникло желание поступить в духовную семинарию. В селе, где я обучался, был храм Московского патриархата. Я сказал священнику, что хочу поступить в Одесскую духовную семинарию. Он увидел во мне определенного конкурента и не благословил меня. Поэтому я поступил на учебу в Киевскую духовную семинарию.

О пророчестве Варфоломея. Я познакомился с Варфоломеем еще до принятия пострига и сана. Я был в одной из делегаций, которые посетили Его Святейшество на Фанаре в 2006 году. Я к нему подошел в конце под благословение и общался на греческом языке, что ему очень понравилось. Он меня благословил и сказал, что я должен сделать много для Украины. Я считаю, что это были пророческие слова по отношению ко мне.

О реформе церковного календаря. Тот календарь, который сейчас есть, мы на протяжении последних лет пытались реформировать и вносить наших украинских святых. Тех, кто сыграл важную роль в становлении украинской церкви. В календаре много святых, но мы имеем уважаемых святых, начиная с равноапостольного князя Владимира, который крестил Киевскую Русь, а также равноапостольную княгиню Ольгу. Можно сказать, что при Владимире произошло первое крещение, которое мы получили от Константинополя, а сейчас мы получаем второе крещение, то есть томос.

О храмах УПЦ МП. Никакого захвата храмов Московского патриархата со стороны ПЦУ не будет. Те парафии, которые добровольно захотят стать частью единой украинской церкви, должны быть приняты. Но все должно пройти мирно и без насилия. Только любовь и уважение, может быть той основой, на которой будут переходить парафии, которые сейчас находятся в лоне российской православной церкви. В каждой такой парафии есть часть парафиян, которая готова уже переходить, но нет совершенного механизма, который позволил бы делать это правильно.

О вмешательстве государства в дела церкви. Во время подготовительного процесса церковь выполняла свою роль, а государство – свою. Мы знаем в истории, что все автокефальные церкви были созданы с помощью государства и власти, потому что это касается духовной безопасности страны. Мы общими усилиями смогли пройти этот сложный путь. И в дальнейшем будет много преград, но я верю, что мы общими усилиями будем преодолевать то, что будет у нас на пути.

Каким видит верующего ПЦУ. Церковь должна идти в люди и особенно обращать внимание на молодежь. Если мы будем своим консерватизмом ставить преграды на пути молодого человека в церковь, то в будущем у нас возникнут большие проблемы. Поэтому мы должны об этом позаботиться, чтобы молодежь неслась в церковь. В будущем мы будем расширять сеть воскресных и катехетических школ. То есть развивать то, что в будущем будет формировать этого верующего, которого вы бы хотели видеть.

Читайте также: Ультиматум Филарета и уговоры Порошенко. Как избирали Епифания