Содержание:
  1. До 50 штурмов. Что происходит на Покровском направлении
  2. Какая ситуация на Торецком и Краматорском направлениях
  3. Снижение активности. Ситуация на севере и юге
  4. Неадекватная реакция. Почему результата не видно сразу

"Для российского руководства все еще важнее пытаться захватить территории Украины, чем защищать всеми силами собственные", – констатирует LIGA.net пресс-офицер 28 отдельной механизированной бригады имени Рыцарей Зимнего Похода Евгений Алхимов.

Начало Курской операции всего на несколько дней снизило активность российских оккупантов на украинской части фронта. Перебрасывание сил в Курскую область на украинских фронтах происходит преимущественно на юге – некоторые подразделения они передислоцировали с Приднепровского и Запорожского направлений.

Но это не означает, что она не имеет влияния, убеждают военные эксперты LIGA.net. Российское руководство неадекватно оценивает реальность и реагирует  соответственно, предупреждает LIGA.net военный эксперт Центра Разумкова Алексей Мельник.

Поэтому для проявления эффекта нужно время. Об обстановке на разных направлениях украинского фронта и влиянии Курской операции на действия россиян — коротко.

До 50 штурмов. Что происходит на Покровском направлении

Ситуация на Покровском направлении остается горячей. За прошедшие сутки украинские защитники остановили там 54 попытки штурмовых и наступательных действий. Это фактически треть от боевых столкновений по всей линии фронта.

Пока Покровское направление для врага важнее Курского, говорит LIGA.net подполковник Николай Коваль, пресс-офицер бригады "Червона калина":

"Здесь собран очень большой ударный кулак, россияне всеми силами пытаются прорвать линию обороны. Пока они даже не задумываются о перебрасывании своих войск с этого направления. Наши ребята делают максимально все возможное, чтобы до Покровска они не дошли", – рассказывает он.

40-50 штурмов – среднесуточный показатель в последнее время, добавляет он. Бой продолжается нон-стоп, обстановка может меняться даже не каждый час, а ежеминутно.

"Если мы уничтожаем первую их группу, которая идет впереди, то за ней сразу выдвигается другая. В одной такой штурмовой группе может быть от 10 до 20 человек. За сутки мы можем уничтожать до 50-60 оккупантов, и все равно — снова и снова они продолжают штурмовать, – рассказывает Коваль. – Большинство идет в штурм до последнего – даже если он остается один, продолжает продвигаться вперед".

На Лиманском направлении, по данным Генштаба, РФ атаковала 11 раз и пыталась продвинуться недалеко от Невского, Тернов, Макеевки и в Серебрянском лесу.

Какая ситуация на Торецком и Краматорском направлениях

На Торецком направлении ситуация также остается напряженной – там враг при поддержке авиации совершил 19 атак. Самый сильный удар приходится по правому флангу в районе Нью-Йорка и окрестных сел, рассказывает LIGA.net пресс-офицер 28 отдельной механизированной бригады имени Рыцарей Зимнего Похода Евгений Алхимов.

Часть направления – это более или менее стабильная позиционная война, часть – активные штурмы со стороны врага и применение всех возможных видов вооружения.

"Враг время от времени пытается штурмовать. Используют достаточно подготовленные подразделения. Видно, что применяли их под конкретную задачу. Это не подразделения, которые стоят против нас в обороне на постоянной основе", – объясняет Алхимов.

Украинские защитники успевают своевременно обнаружить и уничтожить вражеские силы с помощью дронов, минометов и ствольной артиллерии, добавляет он.

На Краматорском направлении ситуация условно спокойнее, чем на Торецком, – за прошедшие сутки оккупанты атаковали шесть раз. Активнее – в районе Часова Яра. "Количество обстрелов не существенно, но меньше. Логистика врага, благодаря каналу, усложнена. Поэтому нам немного легче", – говорит LIGA.net представитель пресс-службы 24 отдельной механизированной бригады имени короля Данила Иван Петричак.

После начала Курской операции ситуация здесь также существенно не изменилась, говорит он: "Я специально съездил в один из наших батальонов, который стоит в нашей зоне ответственности непосредственно "на нуле" и работает. Спросил, изменилось ли что-то, и ответ был однозначный: "Ничего". Наши смежники, по факту, ощущают то же самое".

Бои ежедневные, ночью активность уменьшается благодаря большому количеству ночных дронов — как у украинских военных, так и у оккупантов, рассказывает представитель 24 ОМБр.

Часов Яр в августе 2024 года (Фото: 24 ОМБр)
Часов Яр в августе 2024 года (Фото: 24 ОМБр)

"Ночь – это затишье. По "серяку" происходят какие-то пересменки нарядов, пехотных расчетов, попытки вытащить "двухсотых" и "трехсотых", подвести БК или воду, – объясняет Петричак. – С пяти утра до одиннадцати дня идет активная работа артиллерии, FPV-дронов. Затем – опять относительное затишье. Плановая работа артиллерии, контрбатарейная борьба, обнаружение расчетов гаубиц, самоходных артиллерийских установок, пилотов БпЛА, которые тоже работают в течение дня".

ВСУ проводят "плановые зачистки" ранее обнаруженных подразделений и тайников врага.

Снижение активности. Ситуация на севере и юге

На Харьковском направлении существенных изменений пока также не наблюдается, противник продолжает попытки штурмовать позиции Сил обороны, рассказал LIGA.net спикер оперативно-тактической группировки войск "Харьков" полковник Виталий Саранцев.

Штурмовая активность российской армии несколько снизилась, но заметно увеличение количества обстрелов, только за вчерашние сутки – 503 обстрела.

Но при этом ухудшилось морально-психологическое состояние российских солдат. "Люди отказываются выполнять приказы, выходить на позиции, вступают в споры с командирами", – рассказывает Саранцев.

Также участились случаи бытовых конфликтов между россиянами и иностранными наемниками, используемыми оккупационными войсками.

Перебрасывание сил в Курскую область пока фиксируют только на юге – некоторые подразделения РФ передислоцировали с Приднепровского и Запорожского направлений.

Интенсивность боевых действий в операционной зоне кардинально не изменилась.

А вот на Запорожском направлении, если сравнивать с началом июля, интенсивность уменьшилась в несколько раз, говорит LIGA.net командир группы специального назначения четвертого отдельного отряда ЦСП "Омега" с позывным Каспер: "На некоторых направлениях боевые столкновения и вообще активные действия противника упали до нуля".

По его словам, количество попыток российской армии совершить какие-то маневры или реализовать действия по захвату территории тоже уменьшилось. Те же попытки, которые враг все же пытается предпринимать, пресекаются украинскими БпЛА.

"Огневое поражение наносится в самом начале. Можно сказать, на пунктах постоянной дислокации противника, с которого они только начинают движение на позиции, – рассказывает Каспер. – Мы полностью перекрыли врагу логистику".

Неадекватная реакция. Почему результата не видно сразу

Ожидать быстрого эффекта изменений от Курской операции не стоит, предупреждает LIGA.net военный эксперт Центра Разумкова Алексей Мельник.

Во-первых, военная машина РФ очень инертна и централизована. Решение о перебрасывании подразделений с направлений в Украине не может быть принято быстро.

На это нужно минимум неделю-две, уточняет LIGA.net экс-спикер Генштаба Владислав Селезнев. И это только на принятие решения. Непосредственно на перебрасывание ресурсов также уйдет время, констатирует Селезнев.

"Ресурсы нужны огромные, – отмечает экс-спикер Генштаба. – А их России еще нужно где-то найти и собрать".

Еще одна причина, по которой мгновенного эффекта не будет, – неадекватная реакция и оценка военно-политического руководства России, добавляет Мельник.

"Путин постоянно пытается преуменьшить важность украинской наступательной операции в Курской области, – говорит он. – Он называет это "ситуацией". Говорит о каких-то диверсионно-разведывательных группах, провокациях и прочем".

Кроме того, Кремлю трудно сразу отказаться от тактики, которая казалась ему очень успешной, добавляет Мельник. С военной точки зрения, тактика ползучей оккупации была малоэффективной и чрезвычайно затратной – в боях даже за незначительные населенные пункты сжигалось колоссальное количество вражеской пехоты и других ресурсов. Но она позволяла хорошо поддерживать нарративы о "непобедимости России".

"Эти мелкие постоянные продвижения работали и на внутреннюю аудиторию, и на западные страны, – отмечает он. – Деморализовали украинское общество и украинских военных. Отказаться от этого успеха российскому руководству ментально сложно".

Поэтому – пока – в Курскую область перебрасываются оперативные резервы, которые были в запасе, отдельные части снимаются с разных участков фронта. Но на сегодняшний день речь идет о батальонах (примерно 400-800 военнослужащих в батальоне. – Ред.). Это пока существенно не отразится на наступательном потенциале России.

Но, как отмечает Селезнев, резервов у россиян не так много – все имеющиеся ресурсы оккупанты бросили в ад войны. Поэтому следует внимательно наблюдать за тем, что будет дальше.

Украина признала, что проводит Курскую операцию. Это свидетельствует о том, что достигнутые сейчас результаты во многом оправдывают надежды, которые были возложены на операцию при ее планировании, заключает Мельник. "Это также означает, что существует большая уверенность в досягаемости целей, о которых пока мы можем лишь догадываться, – говорит он. – Мы будем наблюдать дальнейшее развитие операции".