Со смертью Гельмута Коля от нас ушла "крупнейшая фигура на европейском континенте за десятилетия", как называл Билл Клинтон бывшего канцлера Германии. Коль обладал множеством талантов успешного политика - амбициозность, беспощадность, настойчивость, тактическое мастерство, а также понимание настроений простых людей. В отличие от двух предшественников, Вилли Брандта и Гельмута Шмидта, у него не было харизмы (у Брандта она имелась в изобилии) или дара красноречия. Но зато у него было, в отличие от преемников, ясное представление о будущем своей страны. Именно это и позволило Колю достичь того, что ранее казалось невообразимым: воссоединение Германии внутри объединенной Европы.

Многие, особенно в Германии, вспоминая те невероятные месяцы в конце 1989 и начале 1990 годов, когда испарился советский контроль над Восточной Европой, до сих пор, кажется, удивляются тому, как этот как будто провинциальный и до скучного нормальный человек смог воспользоваться шансом объединить свою расколотую страну и ловко обыграл всех противников. Они, наверное, думают, что Колю повезло оказаться в нужном месте в нужное время.

Но удача в дипломатии редко оказывается делом случая; удачу необходимо заслужить. Летом 1989 года Коль был точно так же удивлен скоростью развития событий, как и все остальные. Однако он потратил все время с момента вступления в должность канцлера в 1982 году на подготовку к этому вероятному зову истории.

Разблокируйте чтобы читать дальше
Чтобы прочитать этот текст, пожалуйста, оформите подписку