Занявший первое место во французской президентской гонке Эмманюэль Макрон оказался главной надеждой для либералов в Европе, где под воздействием последствий экономического кризиса и мер экономии, резко выросло влияние радикальных партий. "Ни левый, ни правый", фаворит президентской гонки является классическим представителем так называемого "третьего пути", к которым ранее относили Билла Клинтона и Барака Обаму в США, Тони Блэра в Великобритании или Герхарда Шредера в Германии. И чтобы предугадать будущую политику Макрона, достаточно знать, какие реформы проводили эти лидеры.

На пути Макрона в Елисейский дворец еще ряд препятствий, вызванных тем, что в условиях традиционного деления на правых и левых во французской политике, он не достаточно правый для французских консерваторов, и совсем не левый для большинства французских левых. Выход Марин Ле Пен во второй тур дает Макрону возможность использовать в свою пользу традицию объединения сторонников республиканских ценностей, правых и левых, против ультраправого Национального фронта. В 2002 году президент Жак Ширак использовал подобную возможность, получив во втором туре фантастические 82% в противостоянии с отцом Марин Ле Пен.

Однако за прошедшие 15 лет имидж Национального фронта изменился, Марин Ле Пен удалось "дедемонизировать" партию и укрепить ее влияние среди рабочих, которые наиболее пострадали от переноса производств за границу и деиндустриализации, последовавшей вслед за кризисом 2008-2009 годов. Отторжение семейства Ле Пен уже не такое сильное, а лозунги о социальной справедливости прочно вошли в политический лексикон Национального фронта. В таких условиях, о достижениях Ширака Макрону не приходится мечтать. Большинство из тех, кто не голосовал за него в первом туре, будут это делать во втором туре как выбор между двух зол, скрепя сердце и крайне неохотно, да и без устрашения избирателей последствиями прихода к власти Марин Ле Пен и воздействия на совесть призывами к защите республиканских ценностей не обойтись. Ничего подобного с воодушевлением избирателей и высокими рейтингами популярности, как в случае победы Барака Обамы в 2008 году или Джастина Трюдо в 2015 году в Канаде, не будет. Неявка на участки, достигшая в первом туре почти 10 млн избирателей, значительно вырастет.

От поддержки Макрона уже уклонился лидер леворадикалов Жан-Люк Меланшон, который по сравнению с выборами 2012 года набрал на 3 млн голосов больше - более 7 млн избирателей поддержали его, среди них много молодежи и представителей профсоюзов. Поддержка со стороны правых политиков - погрязшего в скандалах экс-кандидата партии Республиканцы Франсуа Фийона, президента региона Прованс-Альпы-Лазурный берег Кристиана Эстрози имеет небольшое значение. Прежде всего, потому что значительная часть избирателей Республиканцев рассматривает Макрона как зеркальное отражение президента-социалиста Франсуа Олланда, не приемлет нахождения в его окружении таких фигур, как Даниэль Кон-Бендит, одного из лидеров протестов в 1968 году против почитаемого ими генерала де Голля. Есть еще большая группа консерваторов, которые будут голосовать против Макрона из-за его позиции в поддержку однополых браков.

Другое дело, что не только лидеры Республиканцев, но и 7 млн правых избирателей далеко ушли от идеалов де Голля, поддержав на выборах кандидата с настолько подмоченной репутацией, как Франсуа Фийон. Де Голля никак не обвинишь в намерении нажиться за счет Франции, а вот в адрес Фийона такие обвинения выдвинуты, и это не первый скандал, связанный с политиками из партии Республиканцы, которая стремится позиционировать себя как наследников генерала. И не вышел Фийон во второй тур из-за того, что 1,5 млн избирателей посчитали, что настоящим голлистом является вовсе не Фийон, а аутсайдер гонки Николя Дюпон-Эньян.

Марин Ле Пен, вероятно, сама разочарована своим результатом. 7,5 млн голосов - это, конечно, на 1 млн больше, чем ее результат 5 лет назад, и на 2 млн больше, чем в 2002 году у ее отца Жан-Мари Ле Пена в противостоянии с президентом Шираком. Сейчас она будет использовать особенности положения, в котором оказался Макрон. Его окружение, поддержка со стороны президента Олланда, многих представителей уходящей администрации и администрации Саркози (2007-2012), в свое время отвергнутых французами, играет на руку лидеру Национального фронта. Становится еще легче показать, что Макрон плоть от плоти действующей власти, которую часто винят в неспособности справиться с проблемой безработицы, обеспечить импульс экономическому развитию страны и разобраться с терроризмом. А значит лидер гонки несет ответственность за провалы предыдущих администраций, не говоря уже о том, что на кандидата из-за его проевропейской позиции обрушат всю порцию критики в адрес ЕС и его институтов.

Candidat-arrive-en-tete-dans-chaque-departement_largeur_960.jpg

Результаты первого тура выборов президента Франции. Розовым цветом обозначены департаменты, в которых выиграл Макрон, темно-синим - Ле Пен, синим - Фийон, оранжевым - Меланшон (карта - interieur.gouv.fr)

В следующие две недели для Макрона главной задачей будет убедить сторонников его бывших конкурентов Фийона, Меланшона и Амона, все-таки прийти на участки и проголосовать за него во втором туре. Согласно опросу Ipsos от 23 апреля 79% симпатиков Амона, 62% - Меланшона и 48% - Фийона готовы поддержать Макрона. Ле Пен же пока может заручиться поддержкой 33% симпатиков Фийона, 9% - Меланшона и 4% - Амона. Всего 62% определившихся избирателей готовы проголосовать за Макрона, и 38% за Ле Пен.

В случае победы, Макрону сразу же придется пройти через испытание парламентских выборов в июне, бороться за создание парламентского большинства и правительства, главой которого будет близкий к нему человек. Для этого молодому движению Макрона Вперед! придется искать союзников и среди социалистов, и среди правых. Варианты коалиции возможны самые разные - в том числе коалиция с Республиканцами, но остается вопрос, кто в ней будет лидер. Есть большая вероятность того, что у Макрона не хватит голосов для создания правительства, и премьером станет человек, не разделяющий его взглядов, что осложнит выполнение предвыборной программы и ослабит позиции президента.

При более удачном для Макроне сценарии, у будущего руководства республики будет время доказать, что глобализация может приносить плоды большей части общества. Если этого не произойдет, реформы правительства не улучшат ситуацию с занятостью, образованием и интеграцией мигрантов в общество, на следующих выборах победа радикального кандидата, справа или слева, Меланшона или Ле Пен, вообще не будет неожиданностью.

Ожидаемое сейчас поражение Ле Пен - это конечно хорошая новость и для Франции, и для Евросоюза, и для Украины. Но остается большой вопрос, будет ли победа Макрона началом прорыва в развитии Франции или же прологом для периода политической нестабильности.

Георгий Эрман
журналист LIGA.net

Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в Twitter, Facebook, ВКонтакте и Одноклассниках: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.