Как недавно спрогнозировал основатель компании SpaceX Илон Маск, развитым странам придется перейти на систему базового дохода граждан из-за грядущей автоматизации бизнес- процессов, которая уже в ближайшем будущем приведет к массовой потере рабочих мест. Иными словами, часть людей будут получать от государства деньги просто так и тратить их на свои нужны.

Первые пошли

И действительно, в ряде стран уже проводятся или готовятся первые эксперименты. Финляндия начала подобный эксперимент с 2017 года. В течение двух лет в рамках пилотного проекта 2000 местных безработных в возрасте от 25 до 58 лет будут получать ежемесячно по 560 евро. Этот доход заменит их существующие льготы. При этом страна продолжит выплачивать деньги, если даже подопытные найдут работу.

С января этого года подобный эксперимент начался в Нидерландах. В городе Утрехт, некоторые граждане начнут получать минимум по 973 евро в месяц, не имея никаких обязательств. Большинство европейцев поддерживают идею универсального базового дохода. Первый глобальный опрос в странах ЕС показал, что 2/3 граждан позитивно относятся к этому нововведению. Впрочем, внедрить новшество "с колес" европейцам не позволяют финансы. В Швейцарии в прошлом году прошел референдум, на котором 78% граждан проголосовали против обязательного дохода (примерный размер - 2,5 тысячи швейцарских франков в месяц на взрослого, и 625 франков - на ребенка). "Если вы будете платить людям за то, что они ничего не делают, они ничего не будут делать", - заявил тогда профессор экономики женевского Академического института Чарльз Виплоц. На самом деле, даже Швейцария не потянула бы такую схему в финансовом плане. Введение универсального дохода означало бы увеличение расходов бюджета на социальное обеспечение с 19% до 33%.

Не роботов бойтесь, а программ

Разумеется, после изучения европейского опыта напрашивается закономерный вопрос: зачем они хотят поощрять тунеядство? Не проще ли по старинке пытаться обеспечивать граждан трудовыми местами? Ответ может показаться нам удивительным: все эти, казалось бы, состоятельные страны пытаются бороться с расцветающей бедностью. В той же Финляндии, например, уровень безработицы уже составляет почти 9%. При этом в ЕС есть гораздо более тяжелые случаи. В Греции 23% безработных.

Уровень безработицы в странах Европы

employment rate.png

Процент бедных и безработных людей в развитых странах мира продолжит неуклонно расти в последующие годы. Богатые богатеют, а бедные беднеют. Всего 8 миллиардеров уже сейчас контролируют столько денег, сколько есть в распоряжении у 3,6 миллиарда беднейших людей Земли. Принято считать, что эта тенденция - следствие автоматизации бизнеса: на производстве появляется все больше роботизированных механизмов, и они заменяют людской труд. Но на самом деле гораздо большую угрозу несет в себе развивающийся начальный искусственный интеллект (narrow AI). И вот почему: чтобы заменить на заводе людей роботами, нужно вложить немалые инвестиции. И возможно, продолжать использовать людской труд даже в наше время в некоторых странах будет дешевле. Внедрить в бизнес доступные формы narrow AI гораздо выгоднее. За примерами далеко ходить не надо: сервисный бот Зоряна, который уже обрабатывает 10% запросов в Киевстар, обошелся компании примерно в 1,5 млн грн. Грубые подсчеты показывают, что такая программа способна заменить около сотни работников колл-центра. Содержать в штате такое количество людей стоило бы около 6 млн грн в год. 

Разумеется, перспектива значительного урезания затрат очень нравится бизнесу. Робот-юрист, который способен составлять из первичных бумаг исковые заявления, поможет освободить российскому Сбербанку 3000 рабочих мест в 2017 году. А британский робот-юрист уже помог выиграть 160 000 апелляций по некорректно выписанным штрафам за парковку. Сотрудникам СМИ тоже есть чего опасаться. В январе робот-журналист написал свою первую заметку на 300 знаков всего за секунду. Поинтересуйтесь у знакомых журналистов: за сколько времени они могут написать такой объем текста, да еще и без ошибок? И задайте еще один каверзный вопрос: Какой процент рабочего времени журналист тратит на то, чтобы бесцельно скролить ленту Facebook? Хотя вряд ли кто-то на него ответит вам честно. А вот робот бы не скролил, а сразу же анализировал профили чиновников.

Разумеется, не нужно быть именитым футурологом, чтобы спрогнозировать, что в обозримом будущем огромное количество людей потеряет свою привычную работу. И это будет палкой о двух концах для бизнеса. С одной стороны, они увеличат за счет сокращения затрат маржинальность, а с другой - потребительский спрос на их товары снизится. Ведь от нашествия интеллектуальных роботов пострадает, прежде всего, средний класс, двигатель рыночной экономики.

Из этого следует закономерный вывод: базовый доход неизбежен. Миллиардеры не смогут сохранить свое состояние, если некому будет покупать товары и услуги их бизнес-империй.

Где Украина, а где базовый доход

Все эти тенденции и теории кажутся, на первый взгляд, очень далекими от реалий в нашей стране. О каком базовом доходе (дармовых деньгах) может идти речь, если бюджетные дыры нечем штопать?

Но, на самом деле, Украина уже давно знакома с системой базового дохода. И при этом использует ее крайне неэффективно. Вторая причина того, почему в мире процент безработных людей становится все больше, не связана с сокращением рабочих мест. Вторая причина - это увеличение продолжительности жизни людей и, соответственно, растущее число пенсионеров. Они тоже получают универсальный доход, который называется пенсия. На учете в Пенсионном фонде Украины в прошлом году было 12,2 млн человек (или 29% населения). При этом 7,4 млн пенсионеров в 2016 году получало менее 1,5 тысяч грн/мес. Доход столь низкого уровня не позволяет такому значительному проценту населения содействовать росту потребительского спроса внутри страны. Ведь они не могут позволить себе купить большинство товаров и услуг, доступных на рынке.

Читайте также: Сон украинской экономики: почему чуда нет

Следовательно, на старте сложнейшей мировой социально-экономической мутации по переводу части людей на базовый доход с целью сохранения привычных нам производственных циклов Украина имеет очень плохие вводные. Мы уже имеем огромное количество бедняков. Помимо нищих пенсионеров, из девяти миллионов официально трудоустроенных, в 2016 году 5 млн получали минимальную официальную зарплату. Покупательная способность украинцев уже и так крайне низкая, а волны сокращений вследствие наступления интеллектуальных роботов пока еще и не было. 

При это есть парадокс: уровень безработицы у нас относительно умеренный - 9%. Такой же, как в Финляндии. Но этот показатель совершенно не говорит о том, что человеческий капитал используется эффективно. Напротив, такой индикатор как GDP per capita, который у нас один из самых низких в мире ($2000), говорит о том, что украинцы не производят ничего ценного.

Поле для экспериментов в Украине

Впрочем, все это не говорит о том, что нам теперь точно крышка. Эксперименты по универсальному доходу проводить нужно. Чтобы хотя бы понимать, как наши люди и наша экономика отреагирует на такую "прививку".

На мой взгляд, наиболее благодатная сфера для подобных экспериментов - это госсектор и муниципалитеты. На предприятиях, подконтрольных украинскому государству, людские ресурсы часто используются крайне неэффективно, штаты раздуты, а сотрудников не увольняют только потому, что существуют жесткие ограничения по количеству рабочих мест. Вот мои два самых любимых примера: в 2015 году зарплатный фонд Укрпочты, где работало 76 000 человек, составил почти 2 млрд грн. А оборот предприятия - 3,9 млрд грн. Пример №2: в Укрзализныце в 2015 году работало 308,6 тысяч человек, на которых компания потратила 16,6 млрд грн (без учета соцвыплат). При этом оборот предприятия составил 60,1 млрд грн. Примечательно, что польская железная дорога почти такая же как наша по протяженности путей, но обслуживает ее почти в четыре раза меньше сотрудников.

Читайте также: Давос-2017: почему мировые корпорации превращаются в IT-компании

Средняя зарплата в Укрпочте в 2015 году составляла всего 2,1 тысячи грн. Почти как пенсия. Мне кажется, в таких государственных гигантах эксперимент с универсальным налогом просто напрашивается. Например, части сотрудникам можно предложить уволиться, но взамен получать несколько меньшее ежемесячное вознаграждение, чем они имеют сейчас. При этом на работу ходить уже не нужно. На сэкономленные деньги предприятия начнут автоматизировать бизнес-процессы или предлагать дополнительную нагрузку для тех, кто остался работать за надбавку. Что-то мне даже подсказывает, что если выплачивать некоторым подопечным сумму, равную всей зарплате, экономия все равно будет заметной. Ведь автоматизация в ряде случаев помогает избавиться от таких затрат как отопление помещений, транспорт и питание сотрудников и пр.

Если у кого-то есть подозрения, что без тысяч рабочих рук Укрпочта и Укрзализныця просто развалятся, могу привести в пример кейс с приватизацией Укртелекома. В 2011 году, когда предприятие продавали, на нем работало около 70 000 человек. К концу 2016 года работников осталось около 28 000. И это еще не предел. В 2017 году в крупнейших городах пройдет масштабная модернизация сети, которая позволит отказаться от использования десятков АТС. Это означает, что штат предприятия снова уменьшится.

Борьба с бедностью. А что еще?

Чисто теоретически введение в стране системы универсального базового дохода может дать государству гораздо больше плюшек, чем сокращение рядов бедняков и сохранение потребительского спроса. На мой взгляд, преимущества новой системы хорошо расписал в своей колонке один из основателей Economic Security Project Скотт Сантенс.

Во-первых, базовый доход даст возможность работать только тем сотрудникам, которым эта работа действительно нравится (а не за деньги) и у которых КПД значительно выше.

Во-вторых, это создаст конкуренцию за сотрудников на рынке труда и позволит избавиться от таких отягощающих экономику вещей, как минимальная зарплата.

В-третьих, это позволит людям не бояться экспериментировать, отрываться от работы на учебу и пробовать предпринимательство.

В-четвертых, базовый доход будет способствовать автоматизации бизнеса. Ведь автоматизация некоторых людских функций (не говоря даже о новых веяниях - искусственном интеллекте) в ряде случаев часто лежит просто на поверхности. Например, в большинстве стран Европы билеты на общественный транспорт продают автоматы, а не тетеньки в метро. И кондукторов в автобусах нет. 

Читайте также: Уроки Давоса. Экономика людей или сырья: выбор за Украиной

В-пятых, в странах, где уже проводились эксперименты, падал уровень преступности (Намибия) и уменьшалось количество обращений в больницу (Канада).

В-шестых, появляется возможность для активности граждан, которая никак не монетизируется: волонтерство, культурная деятельность, спорт.

Я бы добавил еще и седьмой пункт, который будет свойственен нашим реалиям. Универсальный доход поможет бороться с коррупцией на местах. Все мы знаем, что армия наших чиновников не делает ничего полезного, кроме как ставит печати на бумажках. Роботы на их местах смотрелись бы куда приятнее.

Хотя нельзя умолчать о том, что базовый доход таит в себе и скрытые угрозы. По мнению того же Маска, более глубокая проблема заключается в том, что человек, может столкнуться с отсутствием смысла жизни, если не придумает себе занятие на "вынужденной преждевременной пенсии".

Экономика развлечений

Давайте попробуем заглянуть в немного более отдаленное будущее, и представить, как будет выглядеть мировая экономика, если большинство стран мира анедрят базовый доход, и миллионы людей будут получать деньги, не работая.

Это довольно просто сделать. Вспомните, как вы себя ведете, как тратите деньги, будучи в отпуске. Вероятно, вы сможете уделить больше времени семье и близким, наконец-то почитать любимую книгу, просмотреть любимый сериал, спокойно посидеть в баре за кружкой пива. Некоторые из вас спланируют поездку и поедут к родственникам. Или в путешествие. Кому-то нужно подправить здоровье и поехать в Трускавец, попить минеральной водички, сходить на процедуры. Есть и такие кто пойдут на курсы английского или вообще уедут на месяц на какую-нибудь мудреную программу в заграничный ВУЗ.

Если обобщить, то когда появляется свободное от работы время, большая часть людей потратит его на общение, развлечения, туризм, учебу и уход за собой, за своим телом.

Читайте также: Украинский Вегас не для нас. А вдруг молодежь испортим! 

Видимо, это и есть наиболее перспективные рынки, развитие которых точно ускорится, как только люди будут ежемесячно получать гарантируемые деньги. И государства, которые сделают ставку на развития сервисной и развлекательной инфраструктуры для людей, безусловно, выиграют и привлекут миллиарды инвестиций. Более того, уже есть, страны, которые это осознали и делают основную ставку на бизнес, связанный с досугом. Вот несколько пунктов из программы развития Саудовской Аравии до 2030 года:

- добиться того, чтобы три города страны входили в топ-100 наиболее популярных городов мира

- увеличить затраты граждан на культурные и развлекательные активности с нынешних 2,9% от общих до 6%.

- к 2020 году в стране должно быть более 450 увеселительных заведений и клубов для разных занятий

- к 2030 году 40% должны тренироваться хотя бы раз в неделю (сейчас - только 13%).

Добро пожаловать в Гидропарк!

Саудовская Аравия таким образом преследует две цели: зарабатывать на международном туризме и занять чем-то местное население. Первые признаки того, что новая экономика будущего будет сильно завязана на туризме, появляются уже сейчас. Туристическая активность населения из разных регионов растет. Особенно многообещающим выглядит турпоток из арабских стран и Китая. Только 6% китайцев (около 84 млн) имеют загранпаспорта. Но это не помешало им потратить в 2015 году за пределами Поднебесной в два раза больше американских граждан (или $200 млрд). По расчетам Seeking Alpha, в 2023 году китайские туристы потратят только в странах восточной Европы около $7 млрд.

Сколько китайцы тратят на международный туризм

china2.JPG

А теперь давайте еще раз перечислим те сферы, в которых потенциальные туристы могут потратить в Украине деньги в отпуске или бессрочном отпуске (в случае введения базового дохода). Общение, развлечения, учеба и уход за собой... Что мы можем им предложить?

Может, Гидропарк? Или Железный Порт? Или киевские бордели? Низкопробное образование и загнивающую медицину? Скорее всего, большинство из нас и предложить-то ничего не сможет, потому что не то, чтобы по-китайски, а по-английски едва три слова свяжет между собой. Мы сами, своими же руками, копаем могилу своей же экономике, называя это гордым словом "реформы" и проедая средства международных кредиторов.

И мне почему-то кажется, что, даже преследуя благие намерения, наши чиновники могут свернуть не туда. У нас сейчас много принято говорить, о цифровой экономике и экономике инновации. И это в принципе, уже хорошо. Но думаю, что экономика инноваций не сможет дать нам в будущем и малой части тех денег, которые бы смогли бы получить на качественных современных сервисах для людей. Экономика инноваций - это очень высококонкурентная сфера, в которую такие гиганты как Google, Microsoft, Facebook уже вкладывают миллиарды долларов. Вряд ли мы сможем тягаться. Скорее всего, для таких компаний мы останемся ресурсной страной (когда используются только наши мозги). В экономике развлечений шансов больше. Во-первых, так как она предполагает высокий процент нематериальных активов, основанных на креативности граждан. Во-вторых, развлечение, досуг и рекреации требуют строительства новой инфраструктуры, что называется, на местах. Хотелось бы, чтобы Украина не упустила эту возможность.   


Редактор отдела Технологии/Телеком Стас Юрасов

Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в Twitter, Facebook, ВКонтакте и Одноклассниках: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.