Предусмотренная непредсказуемость 

Как эксперты и опасались, самой характерной чертой политики новой администрации США стала непредсказуемость. "Редко когда уровень неопределенности был таким высоким. До сих пор остается неизвестным, какую политику будет проводить Трамп, не говоря уже о том, какие из его решений окажутся успешными и какими будут их последствия," - писал всего пару недель назад нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц.

С одной стороны, Трамп неизбежно должен был начать выполнять свои предвыборные обещания. Однако именно этот вариант развития событий представлялся экспертам, мягко говоря, маловероятным. Заявленный Трампом подход виделся им устаревшим и иррациональным. Популизм его предвыборной программы был основан на простых решениях, понятных массовому избирателю, но заведомо непригодных, по мнению специалистов, для достижения поставленных целей. Было впечатление, что Трамп верит: процветания и прогресса можно достичь быстро и недорого, и всеобщее счастье не наступает лишь потому, что администрация Обамы просто этого всеобщего счастья не желает.

Правда, однако, заключается в том, что политические, экономические и другие процессы в современном мире крайне сложны, взаимоувязаны на многих уровнях и требуют довольно высокой квалификации от того, кто пытается ими управлять. Простыми действиями ситуацию действительно можно подтолкнуть в новое состояние, но при этом придут в движение множество неочевидных связей, и совершенно не факт, что вызванный ими побочный эффект не лишит в итоге смысла всю инициативу. Да, люди хотят получать большие зарплаты, но если просто повысить всем зарплату, не связывая это увеличение с ростом производительности труда и повышением эффективности экономики, результатом станет ускорение инфляции и падение уровня жизни. К каким экономическим потрясениям в экономике может привести несбалансированное стимулирование спроса через потребительские кредиты хорошо показал кризис 2008 года.

С другой стороны, "трампо-оптимисты" на все аргументы "трампо-пессимистов" находили ответ лихой и радостный: да с чего вы взяли, что президент действительно будет делать всю ту чушь, которую он наобещал во время выборов, все же понимают, что войдя в Овальный кабинет он начнет вести себя ответственно и взвешенно.

Система международных отношений оказалась в ситуации, когда все ее прежние принципы могут быть просто обнулены, потому что крупнейший политический игрок , похоже, вовсе не считает эти принципы для себя обязательными.

Однако за две недели в Овальном кабинете и вокруг него уже было сделано достаточно, чтобы "трампо-оптимизм" потерял даже прежние весьма шаткие основания. Дональд Трамп ясно показал, что всякие сложности ему чужды и что любимым его инструментом является таран. Причем это, к сожалению, верно не только для внутренней политики США, но и для внешней. Система международных отношений - впервые за очень долгое время - оказалась в ситуации, когда все прежние принципы согласования интересов могут быть просто обнулены, потому что крупнейший политический игрок, похоже, вовсе не считает эти принципы обязательными для себя.

Стратегические аналитические центры наверняка разрабатывали подобные варианты, однако не слишком глубоко, поскольку до недавнего времени такие сценарии считались заведомо маловероятными. Поэтому отлаженных ситуационных моделей сейчас нет ни у кого.


Россия как конечный бенефициар хаоса

Такая ситуация (если она описана верно) дает некоторое тактическое преимущество России, которая давно впрямую критиковала и демонстративно игнорировала мировые правила игры. И если эти правила действительно потеряли актуальность и перестали работать на сохранение баланса, если за их нарушение никакое наказание больше не грозит, самые крупные бонусы получает именно "плохиш", взявший за правило нарушать все что хочет.

В такой ситуации снятие с России санкций становится не просто мечтами Кремля, а задачей, которую он вполне способен решить. И хотя на заседании Совета безопасности ООН представитель США Никки Хейли заявила, что Соединенные Штаты не снимут санкции с России, пока Москва не прекратит оккупацию Крыма, уже после этого второй номер в администрации Трампа вице-президент Майк Пенс дал понять, что снятие санкций все-таки возможно при соблюдении Россией ряда условий, причем из контекста создавалось впечатление, что эти условия не обязательно должны быть связаны с Украиной. 

Если за нарушение правил наказание больше не грозит, самые крупные бонусы получает именно "плохиш", взявший за правило нарушать все что хочет.

Неопределенность в этом вопросе, как и во многих других аспектах новой политики Трампа, сохраняется. Решение насчет снятия с России санкций даже без деоккупации ею Крыма и прекращения войны на Донбассе не принято, но подобное решение вполне возможно при одновременном кардинальным сломе прежних правил игры. Если учитывать общую непредсказуемость политических маневров Трампа, отмахиваться от такого сценария становится просто опасно.

Но если так, давайте посмотрим, к чему такой поворот событий (как бы он ни был маловероятен) может привести.


Новый мировой беспорядок

Во-первых, прямым следствием такого шага станет настолько глобальный пересмотр принципов международных отношений, что проблема Украины для большинства крупных игроков просто уйдет с повестки дня. Трамп рискует устроить всему миру впечатляющее катание на американских горках, да еще и на сытый желудок при слабой (в среднем по палате) вестибюлярке. Если США откажутся действовать в соответствии принятыми прежде глобальными соглашениями, на которых и базировались совместные действия мирового сообщества по сдерживанию России, сложившийся в мире баланс сил окажется в значительной степени разрушен. Сфера действия международного права резко сузится. Влияния Евросоюза (который тоже переживает кризис) и Британского Содружества (аморфного, но традиционно неплохо скоординированного) хватит для удержания ситуации в рамках собственных границ даже на основе двусторонних соглашений (которые не зависят от вклада США), но за пределы этих границ будет послан вполне ясный сигнал: полиция ушла, можно не сдерживать порывы. И если у какого-нибудь условного Кувейта вдруг образовался поблизости не в меру агрессивный условный Саддам, условному Кувейту никто не сможет дать гарантии безопасности.

Ломая сложившиеся правила, Трамп рискует устроить всему миру впечатляющее катание на американских горках, да еще и на сытый желудок.

Уйдя в самоизоляцию и снизив влияние на процессы в мировой политике, США тем самым дадут повод усилить глобальное влияние тем странам, которые не прочь это сделать и имеют для этого ресурсы. Любое потрясение не только несет угрозы, но и раскрывает новые возможности. Китай уже заявил, что не прочь такой возможностью воспользоваться - не потому что ему это вот прямо срочно нужно, а потому, что упускать такие удобные возможности просто грешно. 

Россия, несмотря на непомерно раздутое державное самомнение, для расширения своего внешнеполитического влияния в глобальном масштабе просто не располагает достаточными ресурсами. Однако на постсоветском пространстве она вполне способна объявить себя царем горы и в этом качестве навязывать себя соседям - причем, возможно, значительно более агрессивно, чем она делала до сих пор, потому что отзыв санкций будет неизбежно воспринят Кремлем как подтверждение согласия с его статусом регионального смотрящего.

Украине в такой ситуации останется рассчитывать исключительно на свои силы. Европа активно займется перестройкой НАТО (сокращение участия США в блоке сделает его глубокую реформу неизбежной) и сможет оказать нам лишь моральную поддержку. США, ушедшие в самоизоляцию, просто по определению не окажут нам никакой поддержки. Как ни парадоксально, для руководства Украины это может стать отличным стимулом, чтобы, во-первых, отучиться бездеятельно ждать очередных траншей от европейских партнеров, а во-вторых, начать по-настоящему реформировать экономическую и политическую сферы - причем, что опять же может показаться парадоксальным, в условиях более-менее мирных.


Россия в мутной воде

Дело в том, что Россию (даже несмотря на ослабление сдерживающих факторов), судя по всему, будет полностью устраивать ситуация, в которой она сохранит весь необходимый ей контроль над Крымом и ОРДЛО - и потому якобы сможет не наращивать военное давление на Украину. Этот вариант уже вбрасывался через колонку Пинчука и другие каналы влияния - впрочем, еще в прежней существенно иной международной обстановке. В новых условиях приоритеты Кремля могут и измениться, в том числе труднопредсказуемо.

А вот что точно в ближайшее время не изменится, так это экономический тренд, в котором Россия существует в последние годы. Отмена санкций, которой добивается Кремль, вряд ли окажется решающим стимулом для роста российской экономики, которая вошла в полосу серьезных проблем еще до аннексии Крыма и последовавшего за ней кардинального сокращения внешних инвестиций. Эти экономические проблемы стали во многом результатом того, что руководство РФ, с одной стороны, полностью убеждено в своей способности командовать национальной экономикой, а с другой стороны совершенно не понимает, что именно ее командование национальную экономику и душит. Кремль давно и искренне верит в собственные заклинания на тему "для такого подхода не существует альтернативы", и можно уверенно прогнозировать, что в случае отмены санкций подход не слишком изменится.

Кремль, с одной стороны, полностью убежден в своей способности командовать экономикой, а с другой стороны совершенно не понимает, что именно его командование экономику и душит.

Кроме того, санкции и сейчас носят ограниченный характер. Отсекая американских и европейских инвесторов от российского рынка, они в то же время не мешают инвестировать в него, например, Китаю. Можно было ожидать (и Кремль регулярно такие ожидания озвучивал), что экспансивный китайский капитал воспользуется случаем и заполнит собою образовавшийся в России инвестиционный вакуум, однако этого так и не произошло. Китайцы вполне трезво оценивают бонусы, которые предлагает инвесторам Россия: и высокую коррупцию, и печальное состояние инфраструктуры, и вполне доказанное практикой отсутствие законодательной защиты собственности, и прочие радости тщательно лелеемого Кремлем постсоветского наследия. Есть ли основания считать, что гипотетические инвесторы из США или Европы после отмены санкций проявят себя менее требовательными, чем их восточные коллеги? Очень сомнительно. Кроме того, снятие санкций само по себе не будет означать автоматического восстановления всех прежде действовавших договоров, связей, кредитных рейтингов и позиций на рынках. Хлебные места, которые до 2014 года занимали попавшие под санкции российские компании и банки, давно заняты их конкурентами, и вернуть эти места будет непросто.


Возможны варианты

Не вредно также повторить ранее озвученное предположение, что санкции, введенные в адрес ряда российских банков, компаний и лиц, которые и сделали токсичным инвестиционный рынок РФ, вводились вовсе не для того, чтобы экономически задушить Россию (для этого они откровенно недостаточны), а совсем наоборот - для того, чтобы сдержать ее собственный порыв к саморазрушению, к тому времени вполне проявившийся. Если бы не наложенные ограничения, которые заставили экономический организм поджаться и дисциплинироваться, экономический спад в РФ мог бы стать куда более стремительным (и даже катастрофическим), а это поставило бы под удар практически всех, кому повезло быть соседями этого организма. С учетом такой версии, снятие санкций может быть воспринято организмом как повод для начала эйфорических безумств в национальной экономике, а такое поведение ничего хорошего больному не обещает. Соседям, к сожалению, тоже.

Гипотетическая отмена санкций не означает, что экономика России немедленно оправится от болезни, которая ее гложет.

Увы, этот сценарий подразумевает, что у наших европейских партнеров на момент введения санкций были значительные запасы стратегической предусмотрительности. На практике эта предусмотрительность, как показывают наблюдения, проявляет себя куда реже, чем могла бы - при таких-то запасах.

Так или иначе, гипотетическая отмена санкций не означает, что экономика России немедленно оправится от того, что ее гложет. Не прибавит ей стратегических резервов, не избавит от коррупционного давления, критической зависимости от экспорта и импорта, технологического отставания, чрезмерной налоговой нагрузки, заадминистрированности и прочих несомненных достоинств.


Так будет ли отмена санкций?

Наконец, стоит отдельно отметить, что сценарий отмены санкций администрацией Трампа вовсе не является самым вероятным. Уже первые "резкие движения" нового хозяина Белого Дома вызвали решительное сопротивление остальных ветвей власти, вплоть до скандальной отмены указов президента решением суда. И хотя эксперты не исключают, что Трамп может попытаться разменять Украину, однако они считают, что и в этом случае он неизбежно получит отпор и в собственной стране, и внутри НАТО, и в самой Украине - и опыт уже показывает, что такой отпор может быть действенным.

При том, что строить прогнозы и просчитывать варианты необходимо с учетом даже самых неприятных сценариев, надеяться все-таки следует на лучшее. И помнить, что практически любое развитие ситуации не только несет угрозы, но и открывает новые стратегические возможности. Давайте будем готовы к тому, чтобы их распознавать и использовать.

Сергей Бережной
политический обозреватель ЛІГА.net

Читайте также: Разрушитель стратегий. Дональд Трамп как новый фактор


Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter, Facebook, ВКонтакте и Одноклассниках: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.