Фига в кармане: о чем договорились голландцы и Евросоюз

Главы государств - членов Европейского Союза достигли взаимопонимания с премьер-министром Нидерландов Марком Рютте относительно разблокирования процесса ратификации соглашения между Европейским Союзом и Украиной. Текст документа уже обнародован, так что читателю несложно убедиться: он не вносит никаких изменений в сам текст соглашения об ассоциации, более того - не имеет никакого отношения к тексту. Рютте пошел по пути ответа на некие "озабоченности", которые высказывались критиками соглашения во время подготовки к референдуму. Проблема в том, что сами критики никакого текста соглашения, конечно, не читали - их кампания носила исключительно иррациональный характер и касалась, скорее, вымышленных обязательств, которые возьмет на себя Европейский Союз в случае одобрения ратификации соглашения об ассоциации с Украиной. В этом смысле снятие озабоченностей вполне логично. Для многих голландцев, которые выступили против ассоциации, она означала прямое членство Украины в Евросоюзе - а в странах "старой Европы" и так немало досужих разговоров относительно того, что главные проблемы организации связаны с ее быстрым расширением за счет бывших членов Варшавского договора.
В соглашении об ассоциации нет никаких обязательств о военной помощи - более того, когда его текст разрабатывался, а это происходило еще во времена президентства Виктора Януковича, никому в Европе даже в голову не могло прийти, что Россия нападет на Украину и оккупирует часть нашей территории. Нет никаких указаний относительно предоставления права проживать и работать на территории стран ЕС - более того, такое право автоматически не предоставляется даже после того, как та или иная страна становится полноправным членом Европейского Союза. Польша, Румыния, Болгария ожидали его годами, а мем о "польском сантехнике", который лишит работы "настоящих" европейцев, был важным пунктом политической демагогии популистских партий континента. Нет в соглашении об ассоциации никаких упоминаний относительно дополнительной финансовой поддержки украинских реформ. Более того, те суммы, которые Европейский Союз выделяет сейчас Украине, являются совершенно смешными по сравнению с гигантской финансовой помощью, которая расходуется на почти бесполезное оздоровление греческой экономики, как, впрочем, и на помощь другим странам южной Европы. И если бы жители Нидерландов действительно бы думали о реальных интересах, а не о мифах, они должны были бы поставить вопрос о помощи грекам, а не украинцам - тем более, что в предоставлении этой финансовой помощи королевство действительно участвует.
Но поскольку организаторы референдума пошли дорогой мифологии, премьер-министр Рютте решил бороться с ними на этой же самой дороге. В этом и сила, и слабость его позиции. Сила - потому что Рютте говорит о ратификации соглашения в тех же самых мифологических терминах, которые употребляли его оппоненты, создававшие образ "вступления Украины в ЕС" с толпами мигрантов и огромными тратами. Слабость - потому что он, конечно же, обманывает соотечественников. Потому что эти самые соотечественники отвергли не мифологические "пугалки", которыми оперировали популисты. Они отвергли на консультативном референдуме саму возможность ратификации соглашения об ассоциации. Того самого текста, в который Европейский Союз не внес ни одного изменения. Я бы написал - ни одного принципиального изменения. Но точнее все же будет - никакого.
Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.