Вчера шефом Укравтодора был назначен бывший министр транспорта Польши Славомир Новак. Наверняка мало кто в Украине имеет о нем много информации, но есть уверенность, что в Польше дороги лучше, чем в Украине. 

На месте Новака, в общем-то, мог бы быть абсолютно любой европеец, потому что в Европе дороги лучше. И железная дорога в Польше лучше, поэтому Укрзализныцей теперь руководит Войцех Балчун. Так что приглашение иностранцев укладывается в логику нашего правительства: там, где дела обстоят хуже всего и где много воруют, вот туда и надо пригласить иностранца, который приехал оттуда, где дела идут хорошо, а воровства нет. Страна происхождения здесь играет не первую роль. Но вот вопрос: у нас будут хорошие дороги, в конце-то концов?

За минувшие года три сменилось столько глав Укравтодора, что я уже потерял им счет. В какой-то момент уже стало неинтересно следить, как их зовут. Приходят, уходят, обещают реформы, обещают дороги, но им все время что-то мешало. Мешать будут и Новаку. Поэтому я попробую заранее рассказать, как и чем господину Новаку можно оправдать то, что у него (не дай бог, конечно) не получится.

Во-первых, сев в кресло начальника Укравтодора, он увидит напротив себя лица, которые сидели тут до него много лет. Они пережили не одного начальника - и этого переживут. Их можно пристыдить тем, что они потратили свои жизни, а дорог так и не построили, но они скажут, что действовали по утвержденным стандартам и при отсутствии денег. Зарплату они, разумеется, получали, но нельзя же делать ремонт в доме руками наемных рабочих, не потратив денег на стройматериалы. Поэтому на работу они ходили, но ничего не делали - и это не их вина.

Читайте также Поймали меня программисты и спрашивают: Рома, где дороги?

Во-вторых, господина Новака обсядут советники. Первые месяцы он будет к ним прислушиваться, потому что лучше этих советников все равно никто не знает систему изнутри. А советники эти - из тех, что ходили на работу. Может, у кого-то из них случайно есть брат, а у брата - асфальтовый завод. Но это чистое совпадение - и никакого конфликта интересов. А у мамы вообще есть два гранитных карьера и три песочных. И что? На то он и советник - знает свое дело.

В-третьих, новый шеф Укравтодора будет мучительно пытаться понять, почему Украина не в состоянии строить дороги. И очень быстро придет к выводу, что дело не только в отсутствии денег, а еще и в расстановке приоритетов и отсталости технологий.

В-четвертых, осознав весь ужас, в котором он оказался, господин Новак придумает реформу. Его советники подскажут ему, что следует передать 2/3 дорог, которые находятся в ведении Укравтодора, местным властям - вместе с деньгами, техникой и людьми. Эта идея уже много лет обсуждается, и местные власти не против денег, но против дополнительной ответственности, потому что денег этих все равно не хватит. Да и строить дороги будет некому. Поэтому на подряды придут турки. Впрочем, сейчас так и происходит.

Читайте также Хмиль: Укравтодор так устал от коррупции, что и не сопротивляется

В-пятых, господин Новак уже в курсе, что Верховная Рада приняла в первом чтении проект закона о Дорожном фонде. Согласно этому документу, деньги от акцизов и пошлин с нефтепродуктов и автомобилей должны направляться в этот целевой фонд, чтобы использовать их исключительно на дороги, а не на что попало. Но Минфин, понимая, что 40 млрд грн будут им недоступны для маневрирования, уже просит отдавать в Фонд не 100% денег, и даже не 75% (что записано в проекте закона), а 26,75%. Если эту "четвертушку" перевести в деньги, то мы получим ту же сумму, которую Укравтодор имеет уже сейчас, не напрягаясь. Соответственно, хочешь не хочешь, а всем дороги не построишь - придется искать самые востребованные участки. Остальные подождут.

В-шестых, у Укравтодора на ремонт и строительство 170 000 км дорог в этом году есть жалкие 6,5 млрд грн, а остальные 12 млрд - это долговые обязательства. Ну вот, господин Новак уже и столкнулся с нехваткой денег.

В-седьмых, деньги все равно можно найти! Например, взять кредит у Всемирного банка или ЕБРР. Он даже узнал, что кредитные линии этих банков настолько велики, что Украина не успевает этими деньгами пользоваться (сюрприз!). Да и процентные ставки у них намного меньше рыночных. Так построили трассу Киев-Харьков (правда, только до Полтавы). Так что показать результат деятельности все равно будет за что - за счет украинского налогоплательщика, который и акцизы платит, и пошлины, и еще проценты по кредиту. То есть платить дважды за одно и то же - это наш национальный вид спорта, и соскочить с него нам будет сложно.

Читайте также Что изменит дорожный фонд и когда появятся автобаны

В-восьмых, господину Новаку наверняка расскажут, что о концессионных дорогах лучше вообще не заикаться, потому что трафик по нашим дорогам настолько мелок, что окупить вложения не представляется возможным ни за 49, ни за 149 лет. И ты ж еще поди доберись до этой платной хорошей дороги, тогда как вокруг нее одни воронки, словно от авианалетов.

В-девятых, поняв, куда он идет работать, новый шеф Укравтодора сразу после своего назначения определил свои приоритеты. Цитирую: "О видении реформ: это создание государственного дорожного фонда и улучшение сотрудничества с ЕБРР и ВБ с частным капиталом. Нам нужно очень быстро сделать технический аудит дорог и улучшить технические стандарты. Нам нужно быстро сделать план строительства и реконструкции дорог на основании трафика". Как говорится, в десятку!

В-десятых, нам следует пожелать господину Новаку новых успехов, новых проектов, новых реформ, потому что это нужно в первую очередь нам.

И кстати, дороги, как известно, рушатся не только от того, что технологии плохие, а и от того, что они перегружены автотранспортом. Но сейчас на всю страну у нас есть 20 с чем-то весовых комплексов.

Но это уже ответственность совершенно другого ведомства. А у него просто денег нет.

Читайте также В глубокой яме. Почему в Украине плохие дороги и как это изменить

Андрей Черников, основатель движения "Я ненавижу Укравтодор", независимый журналист



<a href="https://www.liga.net/">Источник</a>