Два с лишним года наша внешняя политика была не только евро-, а и просто оптимистичной. Она строилась на завышенных ожиданиях, лучших сценариях, переоценке собственных возможностей и недооценке рисков. Риторика, вышедшая из дней Майдана, во многом заменила нормальную работу по стратегическому планированию и выработке внешней политики, более соответствующей особенностям крайне сложного исторического момента.

В результате мы поставили перед собой несколько целей разной степени недостижимости и с упорством, достойным лучшего применения, подчинили свою политику их преследованию. По истечении двух лет мы не приблизились к членству ни в НАТО, ни в ЕС; остались с подвешенным в воздухе статусом особого партнера США вне НАТО; зашли в тупик в процессе урегулирования конфликта на Донбассе; вернулись к старому набору идей о региональном сотрудничестве с целью сдерживания России, которые как не работали десять лет назад, так не сработают и сейчас.

Энтузиазм и пик международной поддержки остались в прошлом, реактивность и предсказуемость внешней политики создают предпосылки для окончательного превращения Украины в объект международных отношений. 

Наша внешняя политика находится в концептуальном тупике - "удовольствие", которое мы вряд ли можем себе позволить. Энтузиазм и пик международной поддержки остались в прошлом, реактивность и предсказуемость внешней политики создают предпосылки для окончательного превращения Украины в объект международных отношений. Заплатив огромную цену, Россия все-таки изменила структуру и характер региональной системы безопасности, и впереди вырисовывается перспектива возврата Европы к механизму многополярного геополитического противостояния, в рамках которого малые и средние державы, не успевшие стать членами коллективных систем безопасности, станут разменными монетами и буферными зонами. С учетом этого мы должны предлагать подходы гораздо более широкие, выходящие далеко за рамки безвизовых режимов и учитывающие интересы наших партнеров, нацеленные на предложение нового видения принципов организации безопасности в Европе. От затягивающегося кризиса больше всех проигрываем именно мы.

Разблокируйте чтобы читать дальше
Чтобы прочитать этот текст, пожалуйста, оформите подписку