Получат ли больные лекарства от международников в этом году
В начале августа Министерство здравоохранения объявило о заключении соглашения с международными неприбыльными организациями ПРООН и Crown Agents о передаче им госзакупок лекарств по 7 госпрограммам. Речь идет о передаче закупок препаратов для лечения туберкулеза, СПИДа, гепатита, детской и взрослой онкологии, а также редких генетических заболеваний у детей.
Процесс закупок будет проходить по такому же сценарию, как и во все предыдущие годы: МОЗ собирает потребность, Минфин выделяет деньги (закладывает при формировании госбюджета), Минздрав делает заявку международникам, что и сколько надо купить, казначейство аккумулирует у себя сумму денег на эту закупку, переводит ее в валюту и кладет на счет международных организаций. Фактически вся цепочка остается прежней, но меняется ее конец. В конце деньги переходят в руки международных организаций, которые закупают препараты напрямую у производителей по оптовым ценам, гарантируя качество и своевременную поставку лекарств.
В предыдущие годы деньги переходили компаниям-прокладкам, которые тоже закупали у производителя, но перепродавали препараты своим же подставным компаниям, накручивая цену в разы. Таким образом, лекарства попадали в Украину по высокой цене, но по документам с "минимальной" накруткой, с которой никто практически не платил никаких налогов.
Почему именно эти организации
Во-первых - это вопрос к Минздраву, но на данный момент их выбор не вызывает каких-либо подозрений. ПРООН включает в себя все ооновские структуры, такие как ЮНИСЕФ, которые могут закупать вакцины. ЮНИСЕФ уже сегодня закупает препараты для ВИЧ-позитивных на оккупированных территориях, поэтому сможет расширить свои закупки и на остальную часть Украины. Также Всемирная организация здравоохранения, которая входит в структуру ООН, закупает препараты для АТО и своей предквалификацией гарантирует наивысшее качество препаратов на мировом рынке.
Crown Agents сделали революцию на закупках препаратов в Болгарии. Они не только взялись за покупку препаратов, но и поставили там своих людей на таможне, чтобы минимизировать коррупционные риски при ввозе препаратов. Мало того, Британское королевское агентство, как ни странно, имеет самый низкий процент "накрутки" на препаратах - 4%, которыми покрываются все их услуги. Наверное, стоит еще раз отметить, что все организации, которые были прописаны в законе о передаче госзакупок международным организациям, являются неприбыльными, то есть они не зарабатывают на закупке-продаже препаратов, хотя цены на их услуги часто сильно отличаются.
Читайте также: Что изменит передача закупки лекарств в ООН
Сроки поставки
В тот же день, когда Минздрав огласил свое решение о передаче закупок по программам, занимающим большую часть бюджета министерства на закупку лекарств, один из главных тендерных игроков рынка Петр Багрий написал у себя в фейсбуке: "1. Подумайте о нуждах пациента! Препараты нужны были уже вчера. 2. Равные права и доступ к участию для всех субъектов рынка, в том числе для местных производителей лекарств. P.S. Возможно, следовало бы пилотный проект проиграть на одной программе. И нарисовать дорожную карту процесса с временными рамками. А потом пустить семь или все программы по этому пути..."
Этот пост вызвал легкое удивление. Международные организации заявили о готовности поставить часть препаратов за 4-6 недель, а остальные - до конца года. Еще более нелепым выглядит это заявление, если учесть, что в прошлом году украинские поставщики затребовали увеличения сроков поставки препаратов с 3 до 6 месяцев, аргументируя это тем, что они не успеют поставить препараты за 3 месяца. И именно их лобби заставило Кабинет министров внести изменения в 117-е постановление, увеличив срок поставки препаратов с 90 до 180 дней, предусмотрев возможность 100%-ной предоплаты со стороны государства. Кто получит 100%-ную предоплату, решалось не публично, а исключительно в кулуарах, что стало еще одним коррупционным механизмом.
Читайте также: Зачем Квиташвили повторяет ошибки предшественника
Риски
Какой бы красивой ни казалась сказка, надо четко понимать огромное количество рисков, которые могут свести на нет все попытки международных организаций помочь украинским пациентам. Первый и главный риск - затягивание Минздравом передачи финальной информации о том, сколько и чего должны закупить международники. Пока что есть договоренности, но нет финальных списков препаратов (действующих веществ) и потребностей. Без них ни одна международная организация не возьмется сказать, сколько будет стоить препарат, и когда его смогут поставить в Украину. Кроме того, цена очень варьируется в зависимости от сроков поставки. Поэтому чем позже - тем дороже. Договоры не подписаны, хотя на носу уже 1 сентября и до конца года осталось всего четыре месяца.
Отдельным риском является затягивание с регистрацией препаратов, особенно в свете назначения на должность руководителя Государственного экспертного центра экс-помощника народного депутата Глеба Загория. Именно этот депутат от президентской партии и по совместительству совладелец фармацевтической компании Дарница был одним из тех, кто пытался сорвать передачу госзакупок международникам, подав три альтернативных законопроекта.
Почему так важна регистрация и ГЭЦ? Потому что именно ГЭЦ выдает экспертные оценки препаратов, и поэтому большинство препаратов не зарегистрированы в Украине. Лобби всю жизнь работало на то, чтобы многих сюда либо не пускать, либо брать за это большую мзду.
К примеру, сегодня из всего перечня вакцин, которые закупает ЮНИСЕФ, в Украине зарегистрированы только две. Регистрация остальных вакцин, как и большей части препаратов, может тормозиться тендерным лобби, которое сделает все, чтобы не пустить лекарства на рынок и тем самым сорвать процесс закупок. Уже очевидно, что будут огромные скандалы вокруг препаратов, предлагаемых ООН и другими организациями.
Хотя на самом деле все ровно наоборот. Украинские производители имеют уникальный шанс получить сертификаты качества и выйти со своей продукцией на международные рынки. Ведь в дальнейшем те же Crown Agents и организации ООН смогут покупать украинские препараты и для других стран мира.
Отдельно стоит сказать, что международники могут очень сильно "попасть" с логистикой. Большинство из них будут брать на подряд логистические компании вместо старых госпредприятий, которых обязательно навязывали всем, кто подписывал контракт с Минздравом: Укрпостач, Политехмед и Укрвакцина. Любой сбой в поставках или подозрение в некачественной транспортировке и нарушении температурного режима ударит явно не по логистам, а именно по международной организации. А тендерная мафия, прижившаяся на закупках лекарств в Украине, постарается раздуть и эту тему.
Тем не менее скажу честно: я до сих пор не понимаю, как такое чудо стало возможным в Украине. Во всех кулуарах еще два месяца назад говорили о том, что максимум, чего стоит ждать, - это передачи закупок двух вакцин. Сегодня же у сотен тысяч людей в этой стране появился шанс получить качественное лечение. Шанс появился и побороть коррупцию на госзакупках лекарств. Ведь не смогут компании-прокладки на тех же региональных закупках продавать препараты намного дороже, чем их будут поставлять международники.
Автор - член правления Центра противодействия коррупции Александра Устинова
Все по теме Коррупция в Украине
Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.