Последнее, в чем я нуждался, откапывая вместе с соседями двор от внезапно сошедшей на него альпийской лавины, - это в наставлениях. Вряд ли в них нуждались застрявшие в сугробах водители, ночевавшие в машинах на пригородных трассах и на дорогах Киева. Или ребята из многочисленных 4x4 клубов, которые круглосуточно помогали каретам скорой и другим автомобилям, вытаскивая их из снега. Застрявшим людям необходимо было тепло и помощь ГАИ, джиперам и прочим волонтерам - координация. Вместо этого в первые, самые критические сутки ненастья политики нас всех к чему-то призывали. Не выезжать, не мешать, сидеть дома, протестовать, требовать отставки Александра Попова, идти на Майдан.

С властью в общем все было и так понятно - она попросту растворилась на сутки, предоставив спасение замерзающих самим замерзающим. Годами единственной целью и сверхзадачей власти был распил государственных ресурсов. Ничего не создавая и не модернизируя, свои основные функции по поддержанию в божеском виде доставшейся страны она выполняли по остаточному принципу, паразитируя на деградирующей советской инфраструктуре. В том числе инфраструктуре управленческой, породившей миф о "крепких хозяйственниках". Как оказалось, эти крепкие хозяйственники абсолютно беспомощны и некомпетентны в условиях чрезвычайной ситуации в современном городе.

А вот от оппозиции хотелось бы увидеть более осмысленные действия. Не хочу критиковать ее голословно. К вечеру субботы мобильные группы по расчистке города организовала Свобода. Депутат Андрей Ильенко вроде бы помог добиться компенсаций за билеты людям,  застрявшим на железнодорожном вокзале. Соцсети полны рассказов о том, как себя в критической ситуации проявила Александра Кужель. Многие пользователи уверены в том, что если бы не ее звонки в приемные власти,  пробка на Житомирском шоссе так и стояла бы по сегодняшний день.

Как оказалось, эти крепкие хозяйственники абсолютно беспомощны и некомпетентны в условиях чрезвычайной ситуации в современном городе
Батькивщина рапортовала об организации своих мобильных групп только в воскресенье. Затем в сети появился снимок нескольких человек,  расчищавших дороги в накидках УДАРа. Сам Виталий Кличко в самый разгар бури вывесил блог,  в котором рассказал, как он вытащил несколько машин из сугроба, и призвал граждан к взаимопомощи. Как будто без этого ценного совета мы сами не догадались прийти на выручку друг другу. 

В последние месяцы оппозиция словно напялила на себя мундир Капитана Очевидности.

Что же должна была сделать оппозиция? Показать, что в отличие от бесконечно далекой от людей власти - она часть общества, способная не то чтобы руководить, а хотя бы координировать действия по самоорганизации горожан.  Где провели пятницу и субботу депутаты Виталий Ярема и Виктор Чумак, которым киевляне подарили победу на выборах? В округе первого я живу, за второго голосовал по месту регистрации. Стояли ли они над душами начальников районов в эти холодные сутки? Организовывали спасательные работы? Или спокойно смотрели дома футбол? Оппозиция не сделала главное, что она могла сделать - не продемонстрировала современные управленческие подходы в критической ситуации. По меньшей мере, оппозиционные штабы, не зря ведь они зовутся штабами, могли заняться координацией волонтерских групп. Партийные вертикали, доходящие иногда до каждого микрорайона, могли информировать людей о проблемах на дорогах, в больницах и на станциях скорой помощи. Центральный штаб оппозиции мог анализировать эти данные, а также данные о критических ситуациях, и направлять волонтеров в ключевые точки. Штабы могли бы открыть горячие линии и посылать депутатов для давления на пассивных чиновников, гаишников и службы по вопросам чрезвычайных ситуаций. В общем, в эти сутки оппозиция могла не просто показать,  что она достойна стать властью - она могла эту власть заменить. Не вышло. Киевлянам вновь пришлось рассчитывать только на себя.

Украинские политики неспособны управлять современным городом
Сергей Высоцкий,
ЛІГАБізнесІнформ