На ній і стій, і стрій – допоки скону,
допоки світу й сонця – стій і стій.
Хай шлях – до раю, пекла чи полону –
усе пройди і винести зумій.
Торуй свій шлях – той, що твоїм назвався,
той, що обрав тебе навіки вік.
До нього змалку ти заповідався
до нього сам Господь тебе прирік.

Цитата из стихотворения украинского поэта-диссидента Василия Стуса проливает свет на окутанную туманом войны и пропаганды ситуацию с Нагорным Карабахом (Арцахом). Рамка на конфликт в различных СМИ часто преподносится в черно-белых тонах, как столкновение двух прямо противоположных принципов  международного права – территориальной целостности и самоопределения народов. 

Отчасти это так. Армянская сторона вот уже больше ста лет ведет неравную борьбу с Турцией и Азербайджаном за территориальную целостность своего государство и право на самоопределение. Дело в том, что Карабах никогда не был в составе Азербайджана, который, как суверенное государство, образовался в 1918 году. 

В 1920 году, Лига Наций территорию признала спорной. Карабах и Нахичевань стали частью Советского Азербайджана по воле большевиков и Сталина в 1923 году. И, если в Нахичевани, где по всесоюзной переписи 1926 года армяне составляли чуть более 50% населения, а по переписи 1979 года там не осталось ни одного армянина, то в Нагорно Карабахской Автономной Области, несмотря на политику насильственного вытеснения, до самого распада СССР по последней переписи армяне составляли 77% населения (90% в 1926 году). 

Разблокируйте чтобы читать дальше
Чтобы прочитать этот текст, пожалуйста, оформите подписку