23 октября 2015 года Кабинет министров подал в Верховную Раду законопроект № 3353. Он призван стать панацеей от пиратства, заполонившего просторы нашего интернета. Доступным к прочтению проект стал неделю спустя. Журналисты вяло отрапортовали о законодательной инициативе. Интернет ассоциация Украины так же вяло раскритиковала предложенный текст. Смысла закона, похоже, не понял никто. Заложенная в законопроект беда касается нас всех.

В современной сети интернет большинство информации не принадлежит владельцам сайта: ею распоряжаются конечные пользователи, лишь используя онлайн-услуги. Человек загружает любимое видео на YouTube. Пишет мнение на стене соцсети. Ему же и нести за него ответственность.

Но ответственность отнюдь не выливается в судебные тяжбы. Скорее всего, "нехороший" контент (если он таковой) пользователя просто удалят и забудут. Будет упорствовать - забанят. Если же правил не нарушал, хочет вернуть свою информацию на сайте, - должен дать гарантию, что Фемида подтвердит его право на контент. Но никто пользователя в суд не потянет еще до того, как он эту гарантию даст.

Этот принцип в применении к авторским правам впервые был заложен в американском законе DMCA от 1998 года. Аббревиатура поэтично расшифровывается как Закон об авторских правах в цифровом тысячелетии. Практика была подхвачена Европой в виде директивы EUCD 2001 года и обосновалась в правопорядке большинства развитых стран. Почти всех, кроме Турции, Индии, России и других стран, где не принято уважать свободу слова.

Читайте также Закрытый ruTracker.org: почему борьба с пиратством имеет смысл



<a href="https://www.liga.net/">Источник</a>

В практике развитых стран отношения между правообладателем, владельцем сайта и конечным пользователем похожи на правила дорожного движения - эдакий принцип "помехи справа", который позволяет легко разрулить даже очень сложные ситуации.

Например, предположим, пользователь загрузил на сервис YouTube видео с утренника своего ребенка, где он танцует под известную мелодию. Нашелся автор этой мелодии, который считает, что не давал разрешения использовать свою музыку в качестве аккомпанемента какой-либо видеозаписи. Завязывается "вальс" по переписке.

1. Правообладатель пишет жалобу о нарушении авторских прав, указывает свои имя, адрес и телефон, признав судебную ответственность за последствия, требует владельца веб-сайта удалить видеозапись ребенка пользователя.

2. Владелец веб-сайта просто исполняет жалобу. Если не исполняет - за отказ по голове получит он сам.

3. Исчезновение видеозаписи малыша дает пользователю три варианта действий:

· махнуть рукой;

· используя реквизиты из жалобы, подать в суд на правообладателя, поскольку из-за него он понес ущерб (удаление видео), а музыка была использована в образовательном учреждении (детском саду) в образовательных целях, т.е. законно;

· указав свои имя, адрес и телефон, написать о законности использования музыки, выразить готовность, если необходимо, подтвердить это в суде. В таком случае владелец веб-сайта запись восстанавливает.

4. Правообладатель может также махнуть рукой на восстановленный видеоролик пользователя, или подать иск уже на него.

Так или иначе, "бодаться" за свои права или нет - решение принимаете вы и только вы. Вы же принимаете решение о раскрытии своих конфиденциальных персональных данных. Вариант "махнуть рукой" не обернется для вас повесткой в суд.

А теперь самое интересное: Кабмин решил заимствовать в законодательство процедуру DMCA, слегка ее улучшив. Неясно, зачем это сделано, но на выходе получилась норма, не похожая на политику страны, в которой хочется пользоваться интернетом.

Владельцев украинских веб-сайтов обложили угрозой кучи штрафов и обязали содержать ежедневную службу поддержки, отсутствие которой оборачивается дополнительными штрафами и исками. Но это не самое грустное для нас - пользователей.

Печально то, что правообладатель в случае нарушения авторских прав имеет право требовать у владельца веб-сайта персональные данные пользователя. Неважно, насколько мал проступок: фотожаба, видеоклип, Gif-анимация, цитата текста, изображение картины, фрагмент записи, - у правообладателя будут ваши персональные данные.

Поделившись в украинской социальной сети любимым клипом или той же записью детского утренника, пользователь рискует ночью получить телефонный звонок такого содержания: "Добрый вечер! Вы нарушили наши авторские права. Пожалуйста, уплатите нам N-ную сумму отступных и удалите ваш файл, иначе мы подадим на вас в суд!"

И действительно подадут в суд! И выиграют первую инстанцию, ведь суд обычно на стороне истца.

Зная, что я без пяти минут пират, я не буду пользоваться украинскими сайтами. Вы не будете ими пользоваться. Никто не будет пользоваться! Владельцы сайтов будут избегать Украину, как чумную.

Из-за маленького, казалось бы, законодательного изменения процедуры, предложенной Кабмином, украинские пользователи интернет-услуг стали потенциальными пиратами, а украинский интернет накрывается медным тазом. 

Автор - Владимир Кочетков, юрист украинской компании по разработке антивирусного ПО Zillya!Antivirus