Конфликт стран Персидского залива. Почему Катар выжидает
Когда 5 июня арабские страны Персидского залива объявили о разрыве дипломатических отношений с Катаром из-за связей этой страны с террористами, их сигнал был совершенно четким: Катар должен вести единую со всеми региональную политику, а иначе ему придется дорого заплатить. Прошла почти неделя, а Катар, похоже, не спешит уступать. Сохранению ситуации раскола способствует непоследовательность внешней политики президента США Дональда Трампа.
Объявление Катара региональным парией вряд ли изменит планы этой страны, причем по двум причинам. Во-первых, она просто слишком богата, чтобы ею можно было с легкостью понукать. Благодаря огромным запасам природного газа у Катара самый высокий в мире уровень доходов на душу населения. Экономика Катара не сильно пострадает от торгового эмбарго и запрета на поездки, которые ввели Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Бахрейн и Египет.
Вторая причина, почему Катар может позволить себе спокойно выжидать, не реагируя на действия соседей: стратегическая важность этой страны для США. Здесь размещается авиабаза Эль-Удейд, передовая оперативная база Америки в ее борьбе с Исламским государством (ИГИЛ). В результате Катару удается ловко сочетать связи с исламскими экстремистами и хорошие отношения с США.Читайте также: Сделка Трампа с саудитами на $110 млрд - реальность или фикция?
Связи Катара с группировками джихадистов вызывают у Америки гнев, но одновременно США получают от них и пользу. Например, в мае 2014 года Катар убедил талибов освободить американского солдата Боуи Бергдала. Спустя три месяца Катар помог освобождению Питера Тео Кертиса, американского журналиста, захваченного "Фронтом ан-Нусра", сирийским филиалом Аль-Каиды. Катар считает, что связи с подобными группировками - Хамас, Талибан, Аль-Каида - помогают смягчить их позицию и склонить к переговорам.