Декаданс как основа международной политики Запада
Нынешнюю политику Запада вполне можно назвать декадентской. Это не значит только то, что мы подсели на "хлеб и зрелища", от программ социального обеспечения в Европе (которые мы едва можем себе позволить) до Суперкубка в Соединенных Штатах. Это также означает, что мы все меньше хотим руководствоваться нашим же собственным пониманием принципов гражданских свобод и прав человека при принятии решений во внешней политике, потому что принципиальность снижает наши доходы.
Вспомним случай с китайским диссидентом и лауреатом Нобелевской премии мира Лю Сяобо, который недавно умер, отбывая 11-летнее тюремное заключение за призыв к демократизации политического режима в Китае. Китайские власти отказали Лю в ходатайстве, поданном всего за несколько недель до его смерти, о разрешении обратиться за рубеж с просьбой о помощи в лечении убивающего его рака, а его жена так и остается под домашним арестом.
Отношение Китая к диссидентам вроде Лю - ни что иное, как дикость. Однако западные лидеры выдали лишь несколько овально сформулированных критикующих этот случай дипломатических заявлений.
Могу только гадать, многие ли западные лидеры в последние годы поднимали вопрос о судьбе Лю с китайскими коллегами за закрытыми дверями. Возможностей для этого наверняка было множество, в том числе этим летом на встрече G20, когда Лю уже лежал на смертном одре.
Но мне не верится, что западные лидеры способны начать конфронтацию из-за такого вопроса с китайским президентом Си Цзиньпином. Помнится, когда Лю был удостоен Нобелевской премии в 2010 году, а разъярившийся Китай попытался Норвегию за это наказать, Запад так и не выразил по этому поводу возмущения и не проявил никакой реальной солидарности с союзником по НАТО.
Отношение Китая к Гонконгу также не стало поводом для озабоченности западных лидеров. Китай, похоже, намерен нарушить свои обязательства, установленные в "совместной декларации" с Соединенным Королевством, о сохранении образа жизни города и верховенстве в нем закона до 2047 года. Он уже сейчас угрожает независимости судебной власти, автономии университетов и свободе прессы. Тем не менее, на Западе, в том числе и в Великобритании, это не вызывает серьезного беспокойства.