Чужие среди чужих: что стоит знать о езидах в Ираке
Ближний Восток в общераспространенном представлении - это царство ислама, огромная пустынная территория, объединенная общей верой, атрибуты которой, такие как мечети с высокими минаретами и бородатые муфтии с Кораном в руках, повсеместно распространены в тех краях.
Реальность же куда сложнее. Во-первых, объединение под знаменем ислама часто исключительно номинальное, и боевики из какой-нибудь "Ахрар аль-Шам" за милую душу режут в Сирии своих единоверцев-суннитов, а шиитов же, тоже верящих в Аллаха и признающих Мохаммеда его пророком, и вовсе за мусульман не считают. Ну а во-вторых, несмотря на бушующие на немалой части Ближнего Востока прямо-таки религиозные войны, там находится место не только для мусульман.
В отличие от Европы, основательно зачищенной в средние века не только от языческих, но и от признанными тогда еретическими христианских культов, Ближний Восток может похвастаться необычайным религиозным плюрализмом.
В Египте, Ливии и Судане живет в общей сложности несколько миллионов коптов - христиан, исповедующих схизматическое с точки зрения западных церквей, отрицаемое и католиками и православными учение о сочетании в Иисусе истинно божественного и истинно человеческого начал. Ливан и Сирия - дом родной для друзов, современных последователей древнегреческой школы платонизма, верящих в реинкарнацию и непознаваемый Вселенский Разум.
В парламенте Исламской республики Иран одно депутатское место зарезервировано для представителя зороастрийской общины, то есть, самого настоящего огнепоклонника, а в отдаленных районах Ирака живут мандеисты, верящие в происхождение этого мира от Отца Света и Матери Тьмы, порожденных, в свою очередь, высшей Сущностью. Конечно, жизнь этих общин сладкой не назовешь.
Всем им в разное время доставалось от соседей-мусульман, да и сейчас достается. И тяжелее всего приходится езидам - этнорелигиозному меньшинству, которому не повезло много веков назад поселиться в гористой местности Курдистана, в тех краях, на которое ныне имеет виды "Исламское государство". Говорящие на северокурдском языке, езиды, тем не менее, обязательно подчеркивают, что они не курды, и что общего у этих двух народов куда меньше, чем отличий. Причем, отличия эти, прежде всего, религиозные. Действительно, хотя большинство курдов - сунниты, но есть среди них и шииты, и христиане, и даже немного зороастрийцев. А вот быть езидом - значит разделять общую для этого народа веру в... А вот во что верят езиды в двух словах не объяснишь.
Например, они согласны с мусульманами в том, что по велению бога на землю приходили упоминаемые в Коране пророки от Ибрахима (Авраама) до Мохаммеда. Да и молитва, несколько раз в день возносимая езидами, напоминает произносимый при принятии ислама коранический символ веры. - Нет бога кроме Бога, - начало езидской молитвы фактически слово в слово повторяет первую часть исламской шахады, утверждающей существование одного лишь Аллаха. Но потом езиды добавляют совсем неисламское, - и Солнце есть свет Бога.
Одного лишь упоминания Солнца в одной молитве с именем бога достаточно для того, чтобы настроить против езидов исламских фундаменталистов. Чего уж говорить про привычку некоторых езидов носить на шее кресты, пускай и не в качестве религиозных символов, а как магические амулеты против злых сил. В разрез с исламским законом, предписывающим поклонение одному лишь Аллаху и приравнивающему почитание кого-либо кроме него к идолопоклонству, езиды приносят быков в жертву одному из шейхов древности. Но главная причина неприязни к езидам, корень множества их бед, включая попытки полного уничтожения народа, - это персона верховного ангела в чтимом ими пантеоне сверхъестественных существ. Начнем с того, что этот ангел по имени Мелек Таус традиционно изображается в образе павлина - невероятно противоречивого создания для Ближнего Востока.
Например, упомянутые выше друзы считают, что эдемским искусителем первых людей был вовсе не змей, а именно павлин. Некоторые зороастрийцы и вовсе уверены, что птицу эту сотворило злейшее и темнейшее из всех существ - Ариман, дух тьмы и раздора, полная противоположность чтимому последователями этой религии богу Ормазду и главный его враг. И как-будто бы этого мало, Мелек Таус ассоциируется у самих езидов с авраамическим Азазалем или Иблисом - то есть, ангелом, восставшим против создателя и в наказание за это низвергнутым в ад.
- Я как-то оставил машину с наклейкой-павлином на заднем стекле в мусульманской деревне, вернулся минут через 15, а за это время мне заплевали весь автомобиль. Люди, которые видели, как я сажусь в эту машину, кричали мне, что я поклоняюсь сатане и должен гореть в аду за это, - эту историю рассказал езид, переселившийся в лагерь для беженцев у иракской Сулеймании после того, как в его родные края пришли головорезы из "Исламского государства". - Правда, в больших городах никаких проблем у меня не было. Но даже те, кто не плюет в нас и не проклинает, часто считает езидов дьяволопоклонниками.
Езиды неохотно рассказывают чужакам о своей религии, но настаивают на том, что их падший ангел, в отличие от фигурирующего в христианских и мусульманских текстах, не стал во главе армий тьмы, а осознал, что в гордыне своей заблуждался и был прощен. В самом ярком варианте описаний последовавших за низвержением событий, Мелек Таус, оказываясь в аду, начинает жалеть томящихся там грешников. Их страдания настолько ранят его, что ангел-павлин плачет в течение семи тысяч лет. Слезы его тушат адское пламя, мучения грешников прекращаются, небеса прощают оступившегося ангела. Таким образом, тот, кого в священных книгах других народов проклинают, используя имена Азазель или Иблис для обозначения вселенского зла, у езидов возвращается в небесное воинство, вновь становится на защиту добра и справедливости. Но для многих соседей езидов они были и остаются дьяволопоклонниками.
"Исламское государство" так и вовсе объявило на них охоту, заявив, что езидам нет места на планете. И если у женщин-езидок есть шанс быть выкупленными из плена джихадистов (сумма выкупа в среднем составляет $6-7 тысяч), то мужчин убивают на месте. Причем, делают это с максимальной жестокостью. У иракского города Синджара - одного из тех, где еще несколько лет назад езиды составляли большинство населения, - мужчин-езидов просто закапывали в землю заживо. Спастись после нападения на "Исламское государство" удалось буквально нескольким семьям. Многих уже вдали от Синджара переловили джихадисты, прекрасно зная, кого ловить.
Отличить езида можно по пышным усам - их, в отличие от бород, езиды не бреют. Кроме того, в каждом удостоверении личности, которые в условиях войны все иракцы всегда носят при себе, еще со времен Саддама Хусейна обязательно указывается вероисповедание. Таким образом, иракские власти фактически выполнили для джихадистов половину их грязной работы: навесили на граждан ярлыки, глядя на которые боевики "Исламского государства" сразу понимают, кого убить, а кого - помиловать.
- А еще они зажигают костры и тех, кого считают езидами, заставляют плевать в огонь. Но мы не можем осквернять огонь. Люди скорее умрут, чем так поступят. Так они раскрывают нас, - мальчишка-езид лет 14 из школы в лагере беженцев объясняет, что даже тем, у кого в силу возраста нет ни паспорта ни усов, спастись тоже почти нереально.
Жизнь в лагере беженцев на севере Ирака, где зимы длинные и холодные, а гуманитарная кормежка довольно однообразна и безвкусна, - совсем не подарок. Но езиды не спешат покидать историческую родину, хотя их готовы принять крупные общины в Грузии, Армении и даже США. Здесь, в Ираке находится их главная святыня - Лалеш - город-храм, с которого, верят езиды, началось создание мира тем самым ангелом-павлином. И езиды останутся тут, рядом с ним. Просто в летописи пережитых ими за последние почти полторы тысячи лет геноцидов, про которую представители этого народа говорят куда охотнее, чем о своих религиозных текстах, появится новая строчка. Уже семьдесят третья.
Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.