Дональд Трамп (фото - Getty Images)

Спустя три года после подписания США выходят из соглашения, которое обеспечивало контроль над ядерной программой Ирана, а с Тегерана, в свою очередь, снимало санкции. Формальные причины такого решения Белого дома не подкреплены доказательствами, а настоящие, по мнению экспертов, заключаются в бизнес-интересах и личных взглядах президента США и его администрации. Подробнее о том, что произошло и что может быть дальше - в материале LIGA.net.

С чего началось. Иранское ядерное соглашение – это многосторонний договор, который был подписан в 2015 году между Ираном и шестью странами: США, Россией, Китаем, Британией, Францией (постоянные члены Совбеза ООН), Германией.

Согласно документу, значительную часть обогащенного урана должны были вывезти из Ирана; ядерные разработки в этой стране прекратиться, а завод - стать научно-исследовательским; на иранские ядерные объекты получили доступ специалисты Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) сроком на 20 лет. США, ЕС и Совбез ООН, в свою очередь, сняли санкции с Ирана.

США стали участником договора при президентстве Барака Обамы. Нынешний президент Дональд Трамп о намерении выйти из соглашения заявлял еще во время избирательной кампании.

Как развивалось. 8 мая Трамп заявил о выходе США из ядерного соглашения с Ираном и подписал указ о возобновление санкций против него.

Существует два измерения причин выхода США из договора – формальное и реальное. Формально Трамп отказался выполнять условия договора, потому что Иран якобы и сам этот договор нарушает. Однако доказательств этих нарушений нет, в том числе, в последнем отчете МАГАТЭ за март нынешнего года и в отчете Госдепа за апрель. О том, что доказательств нарушения ядерной сделки с Ираном нет говорили также новый госсекретарь Майк Помпео и его предшественник Рекс Тиллерсон.

Еще одна формальная причина - Трамп считает это соглашение "неполноценным". Но Тегеран пересматривать нынешний вариант документа отказывается.

Реальных причин выхода Соединенных Штатов из сделки с Ираном несколько, считает эксперт Украинского института будущего Илия Куса. Первая – стремление США усилить международную изоляцию Ирана и давление на него в рамках нового геополитического курса на стратегическую конфронтацию.

Вторая причина – желание Вашингтона уменьшить влияние Ирана на Ближнем Востоке, которое сильно выросло из-за войн в Сирии, Ираке и Йемене. "Сейчас Иран фактически контролирует Йемен, поскольку Саудовская Аравия так и не смогла добиться тех целей, которые поставила, вторгаясь в Йемен. Иран также контролирует Ирак, потому что правительство Ирака – проиранское, прошиитское. Иран во многом контролирует и Сирию, потому что является одним из союзников Башара Асада", - уточняет Куса в комментарии LIGA.net.

Третья причина – мощное влияние израильского и саудовского лобби на администрацию Трампа, а Саудовская Аравия и Израиль – это традиционные геополитические соперники Ирана.

Еще одна причина, которую называет эксперт, - это сама команда Трампа, которая выступает за силовые методы и агрессивную позицию в отношении Ирана. Речь идет о Помпео, советнике по нацбезопасности Джоне Болтоне, постпреде США в ООН Никки Хейли, нескольких высокопоставленных генералах из Пентагона и влиятельных республиканцев – так называемых "трампистов".

И последняя причина – нефтяная. "Загнав Иран под колпак международных санкций, как это было раньше, США убирают мощного конкурента на нефтегазовом рынке, особенно европейском рынке, на который хотят выйти американские компании", - отмечает Куса.

После возобновления санкций против Ирана, с его нефтяными компаниями будет запрещено сотрудничать, а это приведет к их исчезновению с рынка и повышению цен на нефть в мире.

Что будет дальше. С юридической точки зрения соглашение с Ираном остается в силе – в нем и дальше принимают участие пять стран. Главные переговорщики – ЕС, Китай и Россия – будут пытаться поддерживать этот договор, несмотря на выход США из него. Президент Франции Эмманюэль Макрон, канцлер Германии Ангела Меркель и другие представители ЕС уже раскритиковали решение Трампа, а значит, они будут пытаться противопоставить себя США и сохранить контроль над ситуацией. Однако, как именно они будут договариваться и между собой, и с Ираном в условиях введения американских санкций против Тегерана – неясно.

Часть санкций США против Ирана вступит в силу с 6 августа, еще часть – с 4 ноября 2018 года. Это, вероятно, приведет к росту цен на рынке нефти. От этого выигрывают, в том числе Россия, а также Саудовская Аравия, которой нужно закрыть дефицит в бюджете, образованный из-за расходов на войны в регионе.

Первые после выхода США из сделки переговоры состоятся 14 мая между Ираном и ЕС.