Знаете, как выглядит успешная операция разведки или контрразведки?

Она выглядит вот так:

Это не ошибка, после двоеточия действительно пустая строка. Даже точки нет. Потому что по-настоящему успешную и профессионально проведенную операцию разведки или контрразведки публика не увидит. А что ей видеть? Взрыв предотвращен, покушение не состоялось, утечка разведданных пресечена, попытка вербовки не удалась - этих событий не было, а потому и сообщений о них на новостных лентах нет и быть не может. Исполнители диверсии или агенты раскрыты, взяты и находятся в разработке, но сообщать об этом прессе - все равно что сообщать об этом противнику. Но с какой стати давать ему такую информацию? Если профессионал узнает, что против него были применены эффективные контрмеры, он сможет эти контрмеры реконструировать, а это даст ему возможность более тщательно спланировать следующую операцию. Если противник знает, что его агенты раскрыты, и их уже нельзя будет перевербовать. Да и в любом случае все равно лучше держать противника в неведении относительно того, что именно произошло: для выяснения обстоятельств провала ему придется потратить драгоценное время, новые ресурсы, привлечь дополнительную агентуру, которая таким образом может быть выявлена.

Для профессиональной разведслужбы любое сообщение ее пресс-службы - та же спецоперация, для которой тщательно просчитывается возможная реакция противника. В том числе и то, что противник вовсе не идиот и понимает, что любое такое сообщение, скорее всего, представляет собой изощренную дезинформацию.

И вообще: профессионально работающей разведслужбе не нужен пиар, он нужен только политикам. Политики хотят предъявить публике успехи разведслужб. Понятно, что разведслужбы вынуждены периодически с этим соглашаться, но каждый раз такой пиар означает, что в распубликованной операции ставится точка и варианты ее развития более не рассматриваются.

Когда вы читаете новость об успешном освобождении Ильи Богданова - перешедшего на строну Украины офицера ФСБ - вы читаете не только историю успеха (похищенного человека спасли, агентов противника обезвредили), но и, в какой-то степени, историю провала. Во-первых, информация об исчезновении Богданова попала на новостные ленты 14 ноября и ее появление могло вынудить похитителей ускорить или решительно переменить планы - с этого момента они точно знали, что по ним работают спецслужбы. Во-вторых, то, что информация о похищении стала публичной, сделало необходимым и публичный отчет о завершении этой операции - а выше было показано, почему такая публичность не принята у профессиональных разведок. В-третьих, сама ситуация, когда о похищении человека, который в феврале 2015 года уже был целью спецоперации противника, сообщают его друзья и знакомые, ставит под сомнение профессионализм национальных служб безопасности. Да, среагировали и освободили, и это жирный плюс. Но перед этим не отследили и не предотвратили похищение человека из "группы риска", и это жирный минус.

Поэтому - спасибо разведке и контрразведке за то, что они работают, и пожелаем им как можно реже появляться на новостных лентах.

Именно это будет означать, что они работают без сбоев.


Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter, Facebook, ВКонтакте и Одноклассниках: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.