Явные и тайные цели системы здравоохранения
Каждая социальная система, в том числе система здравоохранения, имеет цель - по определению. Независимо от того, является система государственной или нет (да, бывают негосударственные социальные системы, для многих постсоветских людей это новость), она удовлетворяет потребности тех или иных общественных групп. Например, пенсионной системой государство закрывает потребность в пенсионном обеспечении, а когда группа граждан решает, что их государственная пенсия слишком мала, они организовываются и создают альтернативную частную пенсионную систему (фонд). Но это очень простой случай, когда проблемой является просто математическая сумма денег. Со здравоохранением все гораздо сложнее.
Люди уверены, что цель системы здравоохранения - лечить их. Это в принципе неверно. Лечить должен врач. Здравоохранение занимается совсем другими вещами, которые имеют довольно косвенное отношение к лечению болезней. При этом здравоохранение - исключительно государственная функция, просто иногда государство поручает (или заставляет) от своего имени выполнять эту функцию врачей и другой медперсонал.
Во-первых, в системе здравоохранения должна собираться правдивая медико-биологическая статистика, которая используется для решения управленческих задач всего государства, а не только здравоохранения. В такой информации нуждаются абсолютно все госструктуры, от минобороны до министерств транспорта, образования и спорта. Но изначально нужную статистику собирают именно медики. Важно понимать, что статистику государство собирает для себя, а вовсе не для врачей, и уже тем более, не для населения.
Во-вторых, система здравоохранения призвана организовать экономику и инфраструктуру отрасли таким образом, чтобы медработникам было максимально удобно лечить, а пациентам - лечиться. Слово "удобно" здесь имеет очень широкий контекст - от "территориально близко" до "финансово доступно". Принципиально, что организацией такого рода занимаются не медработники, а государство и местное самоуправление. И государство этим занимается не потому что оно "доброе" (машина вообще не может быть "доброй", а государство - пусть сложный, но инструмент), а лишь потому что такая организация позволяет ему экономить его собственные ресурсы. А на ресурсы пациентов ему, по большому счету, плевать.
В-третьих, здравоохранение создает систему, при которой предупреждаются массовые заболевания, которые влияют (могут повлиять) на экономику страны в целом. Любое государство больше всего боится того, что большая масса людей заболеют одновременно, потому что это может обрушить любую, даже самую передовую систему здравоохранения. Особенно государство боится высококонтагиозных инфекционных заболеваний, которые в течение нескольких дней могут выключить из экономики ощутимый процент работающих. Например, эпидемии гриппа. Именно поэтому государство заинтересовано в правильных прививочных компаниях. Санитарный контроль государству тоже нужен именно для этого, а вовсе не потому что государству нужна хорошая питьевая вода.
В-четвертых, здравоохранение создает систему экспертной оценки трудоспособности, при которой определяются лица, которые постоянно или временно находятся на содержании государства. В этом месте смыкаются две социальные системы: здравоохранения и социальной защиты, так как определить трудоспособность может только врач, а вот платить нетрудоспособному должно государство (то есть, все налогоплательщики вскладчину). Это сейчас одна из самых "черных" финансовых дыр в бюджете Украины, так как самыми "нетрудоспособными" у нас регулярно оказываются госчиновники и их родственники.
В-пятых, система здравоохранения устанавливает стандарт (минимально допустимый уровень) медицинского образования в стране. Здесь важно понимать, кто кого контролирует: в развитых странах большинство университетов и колледжей, выпускающих врачей и сестер - частные. В таких странах государство не выполняет роль комиссии по оценке квалификации выпускников и уровня медобразования в целом, это делают рынок труда и профсоюзы (как бы они ни назывались). Если больницы начинают "жаловаться" на профессионализм выпускников какого-то вуза, этот вуз теряет рейтинг, студентов и инвестиции. У нас государство само содержит медвузы, само обучает студентов и само же контролирует результат их обучения. Большую коррупционную кормушку трудно и представить.
В-шестых, система здравоохранения осуществляет общий контроль за применяемыми в стране медицинскими технологиями. Это относительно новая функция, в нашей стране она практически не представлена. И это чрезвычайно коррупционно-емкая функция в перспективе, особенно если учесть, что государство таким образом может разрешать или запрещать целые медицинские специальности и целые секторы рынка медуслуг. Наиболее яркие и наглядные примеры - аборты и трансплантология.
У нашей системы здравоохранения есть также цели, в которых оно никогда не вслух не признается, хотя и секретом это давно быть перестало.
Для начала, система обеспечивает бизнес-привилегии "своим" производителям медикаментов и расходных медицинских материалов. Бывает протекционизм "развивающий", а бывает "тормозящий", который заставляет рынок выбирать заведомо худший товар/услугу на том основании, что он - местного производства. Клинические протоколы - одна из форм таких привилегий.
Далее: система создает "отдушину" для привилегированных пациентов, позволяя им лечиться в обход предусмотренных государством протоколов за счет других пациентов. Грубо говоря, возникает "сословная" медицинская практика, при которой исход лечения пациента напрямую зависит не от денег, а от близости пациента к иерархии власти. Это ничуть не менее воровская практика, чем классические хищения из бюджета.
Наконец, система дает возможность государству фальсифицировать деятельность врачей в тех случаях, когда государству это выгодно (политически или экономически), для чего система здравоохранения целенаправленно обеспечивает зависимость врачей от государства. В нашей стране медработник без государства шагу ступить не может и полностью зависим от него, даже если он работает в частном секторе. Важно понимать, что такое положение - это вполне сознательная государственная политика.
Очевидно, что значительную часть этих целей следует отменить или пересмотреть. Любая реформа начинается с этого. Пока новые цели не сформулированы, никакая настоящая реформа не начнется. А "экономия денег" целью реформы быть не может.
Андрей Набоков
в прошлом - травматолог-ортопед
специально для LIGA.net
Читайте также: Те, кто будет спасать вам жизнь. Обучение врачей в мире и Украине
Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в Twitter, Facebook и Google+: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.