Пора тестировать пенсионную реформу – на военных
Большая волна беженцев из Украины – катастрофа для пенсионного фонда. Зато доля лиц, которые будут кормиться на средства государственного бюджета, будет расти. Реформа пенсионной системы – это идея, время которой пришло.
Очень трудно создать всеобъемлющую систему во время войны. Толчком может стать пилотный, более локальный проект. Он должен коснуться определенного слоя населения – достаточно большого, чтобы показать результат и впоследствии масштабироваться.
Военнослужащие – национально сознательная, обеспеченная и стабильная категория населения, которая может стать основой запуска новой пенсионной системы. Речь идет о создании специального государственного фонда или о построении системы на основе государственно-частного партнерства. В идеале – дать возможность и государственным, и частным институтам посоревноваться за отчисления военных, максимизировав эффективность использования средств.
Исландия – страна с одной из лучших в мире пенсионных систем. Она состоит из обязательной государственной пенсии и обязательной накопительной пенсии с распределением по доходности 20 и 80 процентов соответственно. Государственная пенсия, как и в Украине, выплачивается за достижение пенсионного возраста. Накопительная пенсия частная формируется из ежемесячных вкладов, не менее 12% дохода. Администрировать вклады накопительной пенсионной системы имеют право 38 лицензированных финансовых организаций, которые приумножают активы пенсионера на уровне не менее 56% от средней заработной платы.
Если представить, что такая накопительная система работала бы с начала войны, то при ежемесячных взносах в размере 10% от дохода средний военнослужащий накопил бы за год около 50 тысяч гривен. Если рядовой украинец со средней зарплатой начнет откладывать с сегодняшнего дня следующие 40 лет, то на выходе будет именно такая сумма в качестве пенсии – 50 тысяч гривен.
В государственном масштабе сумма, которая аккумулировалась такими накопительными организациями и реинвестировалась в экономику, достигала бы около миллиарда гривен ежемесячно. Можно только представить, сколько рабочих мест можно создать с таким инструментом кредитования и инвестиций.
В то же время мировая практика показывает, что роль государства в обеспечении институциональности такой структуры бесспорна. Должны быть сформированы критерии использования средств: рамки инвестирования в одну организацию или по одному финансовому инструменту или временные рамки. Они минимизируют злоупотребление денежными средствами и повысят доверие общества к механизму. В конце концов, государство должно стать гарантом выплат пенсий в случае банкротства организации.