Образование вслепую. Кому в Украине мешают дипломаты
Зачем Минобразования занялось классификатором именно сегодня - стоит уточнить у них. Возможно, такой шаг позволит чиновникам отчитаться об изменениях, сказать, что, мол, смотрите, реформы идут. Однако очевидно, что использовать готовые решения всегда легче, чем прорабатывать свою сферу ответственности и предлагать собственный обоснованный подход.
Классификатор ЮНЕСКО, который носит рекомендательный характер, принципиально отличается от предыдущих приоритетов работы министерства и регулирования образования в целом. Ведь еще в прошлом году декларировалось усиление автономии вузов и движение в сторону их рыночного развития. Сам классификатор нужен, в первую очередь, для более удобной организации статистической работы. Если у вас все науки стандартизированы, то их легче сравнивать. ЮНЕСКО предложили такой подход еще в 70-х, чтобы легче было анализировать научную и образовательную сферу. Однако подчеркиваю, классификатор имеет исключительно рекомендательный характер. Особенно сегодня, когда наибольшим спросом пользуются междисциплинарные науки, которые просто невозможно классифицировать по устаревшим стандартам. Университеты были созданы не для того, чтобы соответствовать классификаторам.
Чем чревата сейчас такая "слепая" синхронизация? В первую очередь, это ограничение развития. Наука и образование - очень гибкие сферы, которые должны быстро реагировать на изменения в обществе. Подчинение жестким классификациям не позволит развивать потенциально интересные области знаний. Например, большим спросом сегодня пользуется такое направление, как инфографика, но специалистов должны готовить на пересечении статистики и изобразительного искусства. Или "Data Science" - специалисты должны разбираться в программировании и гуманитарных науках одновременно, а на таких спецов существует большой спрос на мировом рынке, не говоря о национальном. В рамках классификатора такие направления подготовки просто не появятся. Не говоря о том, что уже функционирующие направления, на которые есть спрос, будут разрушены и переподчинены.
Классификатор ЮНЕСКО не был разработан для слепого подражания. Это инструмент облегчения учета, внутренней работы, его не разрабатывали с целью улучшения системы образования. Слепо внедрить его - это как поставить низкий потолок в доме и создать тем самым неудобства всем высоким людям.
А в том, как Минобразования переделали классификатор по своему усмотрению, нет логики. Такая устоявшаяся отрасль знаний как "международные отношения" (сейчас включает в себя такие специальности как "международные отношения", "международное право", "международные экономические отношения", "международная информация", "международный бизнес" и "страноведение") отсутствует. Предусмотрены лишь 3 специальности из 6 ныне действующих - "международные отношения", "международное право", "международные экономические отношения", которые рассеяны по различным отраслям знаний. При этом, к примеру, предусмотрена отдельная отрасль знаний "Журналистика" в составе единой специальности "журналистика".
Аргументы типа "нигде в мире нет такой специальности" не выдерживают критики. Издание Foreign Affairs ежегодно публикует мировой рейтинг лучших школ по направлению подготовки "Международные отношения", отдельно по бакалавратуре, магистратуре и докторантуре.
Сама процедура разработки нового перечня отраслей знаний и специальностей противоречит Закону Украины от 1 июля 2014 "О высшем образовании" № 1556-VII. Новым законом предусмотрен пересмотр существующей системы специальностей, по которым учатся в украинских вузах. В то же время, закон предусматривает, что перечень составляет Минобразования по представлению Национального агентства по обеспечению качества высшего образования. Нацагентство, в свою очередь, формирует предложения по этому перечню по представлению вузов.
Документ, подготовленный министерством, представляет собой классификацию МСКО-13, переработанную в произвольном порядке. В частности, не известны, нигде не указаны и не выписаны критерии определения тех или иных отраслей знаний или специальностей. При этом проект постановления КМ Украины об утверждении новых отраслей и специальностей, разработанный Минобразования, в п.8 не предусматривает общественного обсуждения вообще. Будучи документом, разработанным в узком кругу без консультаций с образовательной общественностью. Упомянутый проект рассылался для согласования с рядом министерств и ведомств, среди которых при этом отсутствуют такие ключевые как Министерство иностранных дел, Мининформполитики, профильные комитеты Верховной Рады Украины.
Почему в создании такого перечня активную роль должны играть именно вузы? Потому что они знают свои ресурсы, они работают со студентами и работодателями. Действительно, не все делают это достаточно эффективно. И глобальной проблемой образования является отсутствие надлежащей коммуникации между абитуриентами, учебными заведениями и экономикой. Но лучшие вузы тесно связывают эти три стороны, когда каждый знает, чем ему заниматься. Если Минобразования станет заламывать руки высшей школе, то она просто не сможет реагировать на потребности общества и постепенно стагнирует. Роль министерства в современном мире - координировать процессы, направлять, но отнюдь не административно управлять, как в советское время.
Украина сейчас нуждается не только в сохранении, но и в дальнейшем приумножении достижений школы международных отношений. Появилось новое поколение, которому предстоит строить и укреплять украинскую государственность. Перед Украиной стоят серьезные вызовы и испытания, страна достигла заметных успехов на дипломатическом поприще. Не в последнюю очередь это происходит за счет подготовки специалистов на базе ИМО. Слепое и неоправданное реформирование способно нанести сильный ущерб. Если база подготовки будет разрушена, понадобится много сил и времени, чтобы восстановить проделанную работу.
Во всех странах мира готовятся кадры для государственных учреждений и крупных частных корпораций, которые вовлечены в реализацию внешнеполитических и внешнеэкономических интересов государства, их юридического обеспечения на мировой арене и их информационной поддержки как неотъемлемой составляющей информационной безопасности государства в целом. Информационная безопасность вообще имеет много измерений, существует глобальное информационное пространство, и задача дипломата - не просто быть представителем своей страны, но и осознавать место страны в мире. Понимание принципов и предпосылок работы этого механизма требует значительной работы и владения значительным объемом знаний. Достойно представлять страну можно только зная, в каком мире ты живешь, какое место твоя страна в нем занимает и куда она должна двигаться. Смешно и страшно одновременно, если эти знания будут получаться в рамках отдельных специализаций, а не полноценного научного направления.
Кроме того, в условиях глобального бизнеса дипломатия - это уже не только функция МИД. Частный бизнес также должен быть представлен достойными специалистами, которые знают толк в мировой конъюнктуре, которые достойно владеют иностранными языками и понимают язык деловых переговоров.
За 70 лет существования КИМО дал не только нашей стране, но и более 90 странам мира высококачественных политиков, государственных и общественных деятелей, дипломатов, ученых. Петр Порошенко, Михаил Саакашвили, Валерий Чечелашвили, Фрасос Эвтихидис, Игорь Шевченко, Леся Оробец - этот перечень можно долго продолжать.
В сложившейся ситуации лучшим выходом было бы вернуться к изначальным целям Минобразования - предоставить вузам больше автономии. Пусть рынок сам решит, какие специальности ему нужны.
Автор - Глеб Буряк
кандидат экономических наук, Киевский институт международных отношений,
преподаватель дисциплин "Международный бизнес", "Международный менеджмент и маркетинг",
"Экономическая среда стран СНГ"