Одним из основополагающих документов американской истории считается "Мэйфлауэрское соглашение". Оно было подписано в декабре 1620 года отцами-пилигримами, пассажирами корабля "Мэйфлауэр", незадолго до прибытия на американский материк. Решившись на переезд в Америку, они приняли на себя миссию пилигримов "Нового Ханаана" - земли, где они были намерены воплотить "истинные предначертания Библии".

Документ стал необходим после того, как среди пассажиров корабля начались разногласия относительно организации жизни после высадки. Английские пуритане-кальвинисты не нашли общего языка с группой, которая еще в Англии получила гарантии свободного расселения на территории Вирджинии.

Основу принятого тогда документа составляет следующий текст: "...с целью основания первой колонии в северных частях Вирджинии... перед Господом Богом и перед друг другом обязуемся объединится в гражданское политическое сообщество для установления более совершенного порядка и сохранения и осуществления вышеуказанных целей; и на основании этого составлять, учреждать и создавать по мере необходимости такие справедливые и основанные на всеобщем равенстве законы, ордонансы, постановления, конституции и обязанности, которые будут сочтены наиболее соответствующими и отвечающими интересам всеобщего блага колоний, и которые мы обязуемся должным образом соблюдать, и которым обязуемся подчиняться..."

Далее следуют подписи 41 пассажира и членов экипажа "Мэйфлауэра".

Подписание "Мэйлауэрского соглашения". Худоник Жан Леон Жером Феррис (1899)

Жан Феррис, "Подписание "Мэйфлауэрского соглашения" в 1620 году" (1899)

Документ интересен тем, что в нем впрямую провозглашено объединение поселенцев в "гражданское политическое сообщество" с целью создания "справедливых и основанных на всеобщем равенстве законов", призванных обеспечить "всеобщее благо". Он отражал формировавшиеся в тогдашней Англии демократические взгляды, а также стремление к духовной независимости и самоуправлению.

Джон Куинси Адамс, один из первых президентов США, называл "Мэйфлауэрское соглашение" "возможно, единственным в истории человечества примером практического самобытного общественного договора, который до того выступал в качестве законного источника правления только в воображении философов". Эта оценка стала общепринятой в Соединенных Штатах, почитающих пуритан-пилигримов основателями американской демократии и народного суверенитета. 22 декабря, день высадки пилигримов в бухте Новый Плимут, является национальным Днем праотцов, или Днем отцов-пилигримов.

В Новом Плимуте с самого начала порядки оказались более демократичными, чем в других колониях. Поселенцы сами избирали губернаторов и магистрат, на общем собрании принимали постановления. Впоследствии по образцу Нового Плимута было создано много поселений на территориях Род-Айленда и Коннектикута.

С тех пор прошло почти 400 лет, но далеко не везде культура "общественных договоров" стала обычной и привычной. Способны ли сегодня наши граждане, проживающие в многоквартирном доме, написать и принять собственный "Устав громады" и объединиться для "создания справедливых и основанных на всеобщем равенстве отношений, обеспечивающих "всеобщее благо"?

Да, пассажиры "Мэйфлауэра" были людьми высокого духа, и таких, возможно, немного и сейчас. Но ведь с тех пор прошло уже четыре столетия, а граждане Украины все еще не готовы договориться и объединить страну в "гражданское политическое сообщество".

Так кто мы, и в каком веке живем?

Мало кто в Украине знает эту историю, и еще меньше таких, кто способен осознать пропасть между сознанием условного гражданина Украины и ответственностью, которую отцы-пилигримы приняли на себя ради создания нового - и более справедливого - мира.

Виталий Комов
бывший депутат Киеврады,
глава Общественного совета самоуправления

Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в Twitter, Facebook, ВКонтакте и Одноклассниках: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.