"Пандемия с нами до 2022 года. В лучшем случае". Интервью Билла Гейтса – за минуту
Американский миллиардер, экс-глава Microsoft Билл Гейтс играет главную роль в истории с пандемией коронавируса. Большую часть прошлого десятилетия он провел, предупреждая мир о риске респираторной пандемии, а в этом году его прогноз сбылся. Теперь он помогает финансировать исследования и производство семи вакцин от COVID-19. И он же – в центре теории заговора о том, что сам устроил пандемию.
В интервью американскому журналу New York Билл Гейтс рассказал, когда может закончиться пандемия коронавируса, почему мало изобрести вакцину – нужно ее еще произвести для всего мира, и сколько придется "разгребать" последствия. LIGA.net отобрала самое важное – за минуту.
Читайте также: Билл Гейтс отреагировал на обвинения в "чипировании через вакцину"
COVID с нами еще на два года. Минимум. "В лучшем случае... Два года. Если нам повезет, и некоторые из вакцин сработают, – в том числе те, которые достаточно дешевы, чтобы мы могли масштабировать производство. И если мы запустим фабрики и получим деньги, чтобы купить это для всего мира... В таком случае в 2021 году пандемия пойдет на убыль, а в 2022 году... закончится".
На вакцины нужно время. "Если не будет коллективного иммунитета на действительно высоком уровне, например, 20 или 30%, у нас будет 7 миллиардов человек, каждому из которых потребуются две дозы... Итак, это 14 миллиардов доз. Мы ничего не делаем в таком объеме. Так что, даже если 80% всех вакцин будут одобрены, и мы получим все возможности, искоренение болезни продлится до 2022 года".
США выйдут чуть раньше. "Мы сможем положить этому конец в богатых странах в 2021 году. Затем в мире – в 2022 году... США внесли больше денег, чем все остальные вместе взятые... США вложили более $10 млрд в исследования и финансирование испытаний вакцин. Но единственное производство, которое на сегодня профинансировали США, предназначено для Соединенных Штатов. И поэтому мы выглядим эгоистами".
Хотя Америка справляется не очень. "Можно было ожидать, что США дадут лучший ответ (на пандемию – ред). У нас больше всего ПЦР-установок, это просто невероятно... И все же, у нас получается так же плохо, как у систем здравоохранения, которые потратили вдвое меньше... И как у стран, где нет центров контроля и профилактики заболеваний... Некоторые другие страны – такие как Норвегия, Дания, – многое сделали правильно. Но, вероятно, в их страну поступало меньше случаев. Это очень сложно измерить".
Тесты по 24 часа – американская глупость. "Это уникальная американская глупость, что мы позволяем коммерсантам так разбогатеть на этих тестах... Нет смысла платить кому-либо за тест, который занимает более 24 часов. Это просто безумие вроде выброса денег".
Читайте также: Важно знать | Вакцина от коронавируса: сколько еще ждать Украине
Вьетнам и Южная Корея удивляют. "Во Вьетнаме с учетом их ВВП – лучшая система образования и лучшая система здравоохранения. Очень странно, что в некоторых коммунистических странах... все очень, очень хорошо. Куба, даже Керала, самая социалистическая часть Индии, имеет безусловно лучшую систему здравоохранения. Южная Корея – это удивительная история отслеживания контактов... Они сделали тестирование бесплатным и быстрым, и у них никогда не было длительного выполнения тестов".
Индия - это ужасно. "Южная Азия действительно плоха. Эпидемия в Индии просто ужасная. Они стали №2. Обогнали Бразилию по количеству случаев и меньше тестируют... Индия не так молода, и плотность их трущоб такова, что у них действительно тяжелая эпидемия".
В бедной Африке умирают меньше. "Единственная хорошая новость в развивающихся странах в том, что уровень смертности там довольно низкий... На 90% это связано с возрастной структурой их населения. Их общества в среднем на 20-25 лет моложе. Это очень молодые страны. И хотя в газетах освещаются случаи заболевания молодых людей, некоторые из которых умирают, это очень небольшое количество".
Коронавирус убивает больше пожилых. "В начале эпидемии, когда некоторые медработники получали огромные дозы, действительно были люди в возрасте от 20 до 30 лет, которые умерли. Это в основном прекратилось. Да, есть некоторые случаи, но это похоже на грипп, когда в течение обычного года в США от гриппа умирают 60 000 человек. Только 400 из них – люди в возрасте до 60 лет... Эта вещь... очень возрастная".
Непроверенных вакцин быть не должно. "Мы не хотим создавать дилемму для мира, когда у вас есть, скажем, бесплатные вакцины, не прошедшие проверку FDA, – а на закупку вакцин, прошедших проверку FDA, нет денег. Нельзя заставлять мир делать этот выбор, потому что все, что не работает или имеет побочный эффект, ухудшает готовность людей принимать вакцины в целом".
Пока лучшее средство от COVID – дексаметазон. "Единственным действительно доказанным... Исследование, которое мы финансировали в Великобритании, привело к этому. У нас нет хороших новостей о плазме. Ремдесивир показал незначительный эффект".
Ущерб от пандемии – на десятки лет. "Образовательный и экономический ущерб от этой пандемии может не быть устранен за более чем 10 лет... Конечно, ВВП – это сверхабстрактная вещь. А смерть люди воспринимают именно как смерть. Но если вы скажете: хорошо, каждый ребенок в США пропустит два года обучения, – как вы сопоставите это с тем, что люди будут плакать (за умершим)? Это нелегко".
И нужно готовиться к следующей. "Но мы будем готовы к следующей пандемии, если она будет такой. Если это не какая-то злобная биотеррористическая оспа, которая распространяется очень, очень быстро... В настоящее время фонд финансирует... создание такого мегатестинга, когда наша страна сможет проверять более 20% населения в неделю. До этого такого еще никто не делал".
Читайте также: Интервью | Максим Степанов: COVID набирает обороты, а тестируем на коронавирус мы недостаточно