"Цей сон, цей сон мені щоночі сниться!", – подпевает полный зал Жовтневого дворца 63-летнему Степану Гиге. Большинству тех, кто подпевает, – от 20 до 35 лет. Некоторые из них еще несколько месяцев назад не догадывались о существовании исполнителя.

Концертный график Гиги достаточно плотный – только в январе он планирует пять концертов в разных городах Украины, на некоторые из них уже раскуплены билеты.

Гига не единственный из звезд старой формации, кто сейчас переживает новую волну популярности. В этом списке также есть Павел Зибров, Иво Бобул, Лилия Сандулесу, Алла Кудлай и многие другие.

LIGA.net поговорила с музыкальными экспертами и узнала, почему звезды 80-х-90-х вдруг стали популярны сейчас и от чего зависит их успех.

ПРИЧИНА ПЕРВАЯ. ВСЕ ДЕЛО В ТІК-ТОК

Вторая волна популярности догоняла Степана Гигу постепенно. Все началось со смешных картинок в интернете – уже в 2018 году в соцсетях начали появляться мемы с фото певца и подписью "ГИГА Байт". В 2021 году его пригласили выступить на Respublica – музыкальный фестиваль, который ежегодно до полномасштабной войны проходил в Каменце-Подольском и каждый раз приглашал большую звезду прошлого. Но тогда это был скорее локальный всплеск среди ценителей старой украинской эстрады.

Степан Гига

Настоящая волна популярности настигла певца в TikTok уже после полномасштабного вторжения. Сначала появились ролики с изображениями горящей Москвы и смерти Путина, на которые пользователи накладывали песню Гиги "Цей сон", а в ноябре случился апогей популярности певца в TikTok, когда кто-то из пользователей создал мешап (так называют музыкальное произведение, созданное из двух или более известных композиций, наложенных друг на друга. – LIGA.net) из песен Гиги "Цей сон" и старого хита Lady Gaga "Just Dance". Меньше, чем за сутки этот ролик стал вирусным, а о Степане Гиге узнали даже те украинцы, которые никогда не слышали об исполнителе раньше.

Криэйтор портала "Музвар" Леша Донцов ходил на концерты Гиги еще до полномасштабного вторжения и новой волны его популярности – и говорит, что и тогда певец собирал полные залы, но TikTok помог ему масштабировать свой успех.

"Случай с Гигой – это не история хайпа в TikTok, – говорит Донцов. – Если сравнивать Гигу с тем же Иво Бобулом, то первый всегда был достаточно активным со своей аудиторией, всегда выступал с концертами. Но благодаря TikTok многие приобретают дополнительную огласку и популярность. Сейчас в TikTok рядом с Гигой появляются старые песни и других исполнителей – например, "Красива жінка незаміжня" Аллы Кудлай".

По мнению главного редактора медиа о новой украинской культуре LiRoom Алексея Бондаренко, феномен Гиги можно выделить отдельно – он стал виральным сам по себе, не делая для этого никаких усилий. "Мне кажется, он сам не ожидал такой популярности и ничего для нее не делал, – говорит Бондаренко. – И сейчас в шоке от того, что вдруг начал выступать в Жовтневом вместо маленьких залов. Это феномен TikTok, молодая аудитория которого только сейчас открыла для себя "Цей сон" и "Золото Карпат". Это стало трендом в TikTok, и этот тренд вырос до невероятных масштабов".

Павло Зибров

Совсем другая история – с популярностью Павла Зиброва, который всегда оставался в медийном поле. "Зибров изо всех сил пытался стать популярным и подогревать интерес к себе, – рассказывает Алексей Бондаренко. – Он участвовал в шоу "Лига смеха", снимал самоиронические клипы (например, "Вуса-бренд" в 2019 году. – LIGA.net) и выпускал песни (например, фит с Анной Тринчер "Мертві бджоли" в 2021 году. – LIGA.net), создавал инфоповоды". Все это Зибров продолжает делать и сейчас, используя современные площадки в соцсетях.

ПРИЧИНА ВТОРАЯ. ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

В середине августа в рабочем чате портала "Музвар" кто-то написал: "Скоро третье сентября. Обычно в этот день люди постятся мемы с Шуфутинским и его песней "Третье сентября". Надо что-то с этим делать". Через несколько минут у редакции возникла идея: запустить в TikTok челлендж с песней Иво Бобула "А вже осінь прийшла у мій сад".

Иво Бобул

Так и поступили. В TikTok музыкального портала вышел ролик с фрагментом песни Бобула и призывом: "Все украинцы! Давайте забывать о "третьем сентября", у нас есть своя легенда!" Это сработало – тренд подхватили другие пользователи TikTok. "Это так завирусилось, что позже к нам через своего менеджера обратился сам Иво Бобул и поблагодарил за то, что мы поддержали его творчество", – говорит Леша Донцов.

22 декабря "Музвар" провел благотворительный концерт, где среди прочих звезд также выступал Иво Бобул. На афише концерта певец изображён в центре – как хедлайнер.

"По моим ощущениям, где-то 30% посетителей концерта пришли послушать именно Бобула, – рассказывает Донцов. – Но и другие гости ушли в отрыв на его выступлении. Не знаю, в чем секрет – он просто был собой. Не пытался кого-то из себя строить, просто вышел в своем классическом образе, общался с публикой, спел три свои хита – и люди были в восторге, его не хотели отпускать".

Алексей Бондаренко уверен: одна из причин популярности старых песен сейчас – поиск замены российской эстраде. "Если раньше кто-то слушал на домашних вечеринках условного Меладзе или еще кого-то из 90-х и нулевых, то теперь слушать русскую музыку по понятным причинам стало невозможно, – говорит Бондаренко. – Люди ищут, что происходило на украинской эстраде примерно в то же время, – и находят Гигу, Бобула и других исполнителей".

Тренд на старую украинскую эстраду существовал и до полномасштабного вторжения, но был нишевым. В 2021 году вышел документальный фильм "Усатый фанк" о феномене украинской музыки конца 60-х-середины 70-х. Тогда в Украине появились и стали популярны многие поп-группы, которые были аналогами западного поп-рока – "Смерічка", "Світязь", "Водограй" и другие. Фильм активно обсуждался в музыкальном сообществе.

Бондаренко рассказывает: узкие круги ценителей и до вторжения исследовали украинскую музыку и слушали "Стожари", Назария Яремчука, Владимира Ивасюка, но сейчас благодаря соцсетям, и в частности TikTok, это стало массовым. "Я думаю, эти поиски интересной украинской музыки прошлого будут продолжаться, пока не иссякнет весь ресурс эстрады 80-90-х, и мы не вернемся к точке "ноль", а именно к Софии Ротару. Тогда круг замкнется, и этот процесс остановится", – говорит Бондаренко.

ПРИЧИНА ТРЕТЬЯ, НОСТАЛЬГИЯ И СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ

У каждого из этих исполнителей – Гиги, Бобула, Зиброва и других ретро-звезд – есть несколько хитов, которые знают абсолютно все. "Возможно, 20-30 лет назад эта музыка, которую мы слышали по радио и телевидению, казалась слишком попсовой и ресторанной. Но сейчас, когда ты ее находишь и слушаешь снова, она звучит ностальгически, как что-то из молодости или детства", – Алексей Бондаренко объясняет еще одну причину популярности исполнителей старой формации сейчас.

То же самое говорит Леша Донцов: "Вы можете не быть фанатом певицы Cher, но если вдруг услышите на вечеринке ее песню "Believe", почти невольно начнете танцевать – это ведь то, что вы помните с детства".

Донцов продолжает: уникальность этих артистов в том, что их песни были написаны не ради хайпа, в них есть смысл и мелодия, душевность – и именно этого сейчас ищут слушатели.

Фото: ТНМК

"Может быть, молодое поколение не будет слушать эти песни так часто, как слушает Дорофееву или Пивоварова, потому что это более современная и, так сказать, качевая музыка, – объясняет Донцов. – Но "Червону руту" все знают на память, как и песни того же Ивасюка. Почему бы нам не гордиться своими звездами и не продвигать тех, кто строил украинский шоу-бизнес в 90-е или даже во времена СССР?".

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УСПЕХ ВОЗВРАЩЕНИЯ

Многие украинские звезды прошлого пытались вернуться на большую сцену и получить второе дыхание. Но вышло далеко не у всех. Например, Юрко Юрченко, известный по хиту 90-х "Я йду", после творческой паузы создал в нулевых группу "Юркеш" в совсем другом стиле и с другим звучанием. Затем снова была пауза, а в 2017 году певец принял участие в шоу "X-Фактор", даже занял там второе место, но толчка для новой громкой карьеры это не дало.

"В случае Юрченко не получилось громкого возвращения по двум причинам – во-первых, нет хитов, а во-вторых, это уже не тот Юрко Юрченко, которого помнят с 90-х, – рассуждает Донцов. – Он переродился, а не вернулся. Со звездами, о которых мы говорим, все не так. Они остались последовательными в своих образах, стратегии и поведении. Кто-то из них исчезал из инфопространства, кто-то нет, но сейчас – они есть и они такие, какими мы их помним".

Так же не получилось вернуться у "Аква Виты", которая три года назад объявляла о воссоединении и даже дала несколько концертов. "Аква Вита" – не артист, а проект, который создала "Территория "А" (первый телевизионный хит-парад клипов на украинском языке и художественное агентство, которое было популярно во второй половине 90-х. – LIGA.net), – говорит Донцов. – Когда группа пыталась вернуться, у них не было идеи и посыла. Не было "Территории "А", которая могла бы дать им дополнительный толчок. Был только один старый хит, а на этом далеко не уедешь".

Нет однозначного ответа на вопрос, почему у кого-то получается вернуться, а у кого-то нет. Алексей Бондаренко считает, что один из основных компонентов успеха - искренность артиста со своей аудиторией.

"Несколько лет назад Потап и MOZGI пытались захватить TikTok, – рассказывает Бондаренко. – Это выглядело странно и неестественно. Они пытались запускать тренды, выпускали новые песни и сразу транслировали их в TikTok. Ездили в TikTok-хаусы. В конце концов, мы видели Потапа, который танцевал с каким-то 15-летним блогером под новую песню MOZGI и призывал всех делать так же. В искренность этого просто не верилось, и поэтому это не зашло аудитории".

Бондаренко говорит: зрители тонко чувствуют искренность и наоборот, желание искусственно продвинуть песню или тренд. Он предполагает, что если Степан Гига начнет вести TikTok о своей жизни, где будет вспоминать молодость, и его ролики будут хорошо оформлены, такой проект вполне может стать популярным. А если это будет промостраница, где Гига постарается продвигать свои новые песни, то это будет восприниматься просто как рекламный инструмент.

"Ну и, конечно, есть фактор случайности, – говорит Бондаренко. – Можно долго копаться, почему именно Гига, Бобул и Зибров сейчас стали популярны, но вряд ли этот феномен можно разложить по полочкам до конца. Просто именно такая музыка стала нужна в этот момент. Именно она срезонировала с большим количеством людей, и каждый находит в ней что-то для себя – душевность, ностальгию или что-то еще".