Враги народа. После оппонентов власть возьмется за своих
Первое условие авторитарного режима - изоляция и запугивание политических противников. Начинают всегда с менее значительных фигур, чтобы затем перейти к реальным конкурентам. Янукович провел эту операцию с поразительной точностью. После того, как украинское общество и мир не отреагировали на арест бывшего министра внутренних дел Украины Юрия Луценко и других представителей правительства Юлии Тимошенко, дело дошло до самого экс-премьера. Политическая поляна была зачищена - примерно как после большевистского переворота. Но потом дело всегда доходит до своих.
Большевистские комиссары, уничтожившие своих политических противников, запугавшие народ и комфортно расположившиеся посреди всеобщей нищеты, торжествовали: теперь уже ничто не угрожало их сытому правлению, они могли воровать - до бесконечности, измываться над людьми - до бесконечности, лгать - до бесконечности. О прошлом, когда они были нищими эмигрантами или мелкими рецидивистами, они постарались забыть, как о страшном сне. Своего грозного пахана они воспринимали как отца народов. Но сам Сталин был уверен в том, что они помнят и знают, кто он такой на самом деле. Что они могут припомнить ему и экспроприацию денег из банков, и поражения на фронтах гражданской войны.
И наступил 1937 год. Тех, кто еще недавно выбивал сапогом зубы политическим оппонентам, забирали прямо из комиссарских спален и расстреливали в подвалах Лубянки. Перестреляли половину политбюро. За год сменилось несколько составов ЦК Компартии Украины. Конечно, вместе с вождями погибли миллионы случайных людей: лес рубят - щепки летят. Но главной своей цели Сталин достиг: когда кровавая пелена рассеялась, на арене осталась только лично преданная ему молодежь вкупе с холуями.
И разве Сталин обвинял расстрелянных комиссаров в том, что они помнят, что он обыкновенный рецидивист? Да нет, конечно. Он обвинял их во вредительстве. В саботаже. В шпионаже. Да мало ли в чем!
Янукович, конечно же, не Сталин. И время сейчас другое. Но слова он подбирает правильные. И если власть Партии регионов продержится еще несколько лет, рядом с вождем будут находиться совсем другие люди, молодые, наглые и уверенные, что президент - потомственный правитель. А те, кого мы привыкли считать столпами региональной власти - сядут за воровство и саботаж. Не это ли имел ввиду Виктор Федорович, когда предупреждал Азарова о других последствиях?
Виталий Портников, журналист