Война с Путиным: сколько нужно продержаться Украине
Когда в 20-х числах августа 2014 года российские регулярные войска вторглись из России в Украину на участке государственной границы между Саур-могилой и Азовским морем, в Украине назывались различные вероятные цели противника. Кто-то говорил, что Кремль хочет повлиять на ход переговоров в Минске. Кто-то - что этим Россия старается вынудить украинское руководство пойти на уступки. Кто-то - что Россия пытается пробить коридор в Крым. Говорили даже о том, что это - попытка пробить коридор к морю для "ДНР". Будто "ДНР" в самом деле существует в качестве сколько-нибудь отдельного от России актора, и будто у состоящих на службе России боевиков и так нет "выхода к морю" в Ростовской области.
На самом деле, было бы совершенно несерьезно предполагать, что Кремль сначала спонтанно решил захватить Крым, а только потом задумался о том, как же теперь пробивать к нему коридор. Также несерьезно было бы считать, что Россия вторглась в Донбасс ради территории только лишь собственно Донбасса. В Кремле и на Лубянке сидят не идиоты. Там сидят люди с конкретными целями. Своей войной против Украины эти люди идут на огромные риски. Причем риски не только для своей страны, но и для себя лично. Разумеется, подобного рода ставки сделаны ими отнюдь не ради Донбасса. Действия московского руководства, как минимум с конца февраля 2014 года (хотя готовились к ним, конечно же, годами) преследуют несравненно более амбициозную цель - полный разгром украинского государства. Это - единственный способ сделать ситуацию в Украине совместимой с евразийским имперским проектом Путина.
Ликвидацию украинской государственности Москва пытается осуществить путем международной войны, выдаваемой за войну гражданскую. Китай непосредственно участвовал в Корейской войне 1950-1953 годов, но при этом формально китайские войска были "добровольцами", воюющими на северокорейской стороне. Нечто подобное россияне осуществляют и в Украине. При этом, любое, даже очень большое, количество российских войск в Украине будет прикрываться брендом "армии Новороссии". Разумеется, нельзя исключать вероятности и открытой, формальной войны России против Украины, как это было в Грузии в 2008 году. В какой-то момент вполне может случиться и это. Однако данный путь связан для России со слишком тяжелыми последствиями в отношениях с Западом, даже в случае российской военной победы. Если же россияне смогут убить Украину под прикрытием "гражданской войны", то, как они надеются, со временем Запад примет новое положение дел. По этой причине метод "а-ля Китай в Корее" для Кремля предпочтительней, нежели формальная международная война.
Разгром украинской государственности планируется осуществить поэтапно. Сначала - постепенный захват территории восьми областей на востоке и юге Украины. Затем либо принуждение Киева к капитуляции, либо наступление на Киев, опять же в рамках "гражданской войны" и под брендом "Новороссии", с целью посадить там марионеточный режим. В обоих случаях целью будет добиться формального признания Киевом конфедерализации Украины и отказа от Крыма. При этом на юге и востоке страны россияне осуществят крайне жесткие и массовые репрессии с целью ликвидации активных патриотов, а также запугивания основной массы населения, рассчитывая таким образом минимизировать движение сопротивления против оккупантов. Что касается центральной и западной Украины, ее Россия намерена держать в состоянии полного хаоса и страшной нищеты. В результате, Россия получила бы фактический контроль над половиной Украины, с ее выходом к морю, экономическими мощностями (в том числе, военной промышленностью), а также природными и демографическими ресурсами. Оставшаяся же, "сомализированная", половина Украины уже не была бы преградой для путинского имперского проекта.
Могут быть различные сценарии достижения Россией этих целей. Приведу лишь один из них - в качестве примера.
Сегодня мы видим, как Россия, во-первых, ежедневно закачивает в Донбасс все новые военные ресурсы, а во-вторых, постоянно гонит контролируемые ею силы на штурм украинских позиций, вынуждая Украину вести беспрерывную трудную оборону. Очевидно, россияне рассчитывают на то, что в определенный момент украинские войска не удержат фронт и будут вынуждены начать сдавать позицию за позицией. Первой промежуточной целью России является выход на внешние границы Донецкой и Луганской областей, в первую очередь - на западную границу Донецкой области. В таком случае, Мариуполь окажется внутри довольно глубокого выступа контролируемой Украиной территории. После этого последует российский удар с севера на Бердянск и Мангуш, в результате которого Мариуполь и обороняющие его войска окажутся в окружении и потерпят поражение. Результатом станет дыра в южной части украинского фронта, которую украинское командование не сможет в достаточной степени прикрыть. Россия воспользуется этим для наступления на Мелитополь, и затем на Перекоп. После этого новый промежуточный рубеж будет определен примерно по линии: нижнее течение Днепра - ареал к востоку от Запорожья - ареал к востоку от Павлограда - район Изюма.
А через некоторое время начнется следующий этап. На этот раз целями будут Черноморье (Одесса-Николаев-Херсон), а также Харьков. На первом этапе нового наступления Россия будет действовать примерно как весной 2014 года в Донбассе, только еще более откровенно и активно. В то время во всех этих областях Украины российская пятая колонна проиграла. В значительной степени, за счет противодействия основной массы местных жителей. Однако на этот раз основную роль будут играть непосредственно российские диверсионно-разведывательные группы. В то же время, пока что притаившаяся пятая колонна будет максимально активизирована. Сразу же за этим последует уже наступление российских войск и боевиков. Как и на предыдущих этапах - под брендом "Новороссии". Следует отметить, что вместе с ростом размера оккупированной территории будет расти и количество российских военных сил в Украине. Как регулярных войск, так и новосозданных вооруженных формирований из завезенных граждан России и местных предателей.
И наконец, Днепропетровск. Этот город, вместе с окружающей его группой населенных пунктов, крайне трудно захватить, наступая только с востока. Но ситуация изменится, если, в результате захвата Черноморья, враг окажется не только на восточной, но и на западной стороне Днепра. В случае захвата этого ключевого бастиона, цель Кремля по оккупации нужной ему половины Украины будет достигнута. Ему останется лишь закрепить успех.
Для закрепление успеха России потребуется либо захват Киева с посадкой там марионеточного режима, либо капитуляция киевского правительства вследствие кажущейся безвыходности его положения. В обоих случаях, Кремль добьется от Киева признания потери Крыма, а главное - конфедерализации, то есть оформленного раскола украинского государства, при возможном сохранении его формальных границ (кроме Крыма). Разумеется, "договор" будет содержать множество пунктов, каждый из которых будет дополнительной гарантией непосредственного и твердого контроля Россией над половиной Украины. Международному сообществу Россия заявит, что произошедшее является компромиссом, которого Россия добилась от противоборствующих сторон в украинской гражданской войне, и что весь мир должен быть благодарен России за ту роль, которую она сыграла в прекращении кровопролития и восстановлении мира в Украине. При этом в оккупированной половине Украины будет производится массовое репрессирование, либо изгнание патриотической части общества. Сделано это будет руками представителей российской агентуры родом из Украины. В ответ на возможное возмущение иностранных правозащитников Россия будет разводить руками и говорить, что во время гражданской войны некоторые эксцессы, к превеликому сожалению, неизбежны, и единственный способ их прекратить - это остановить войну путем вышеназванного "компромисса". После этого, ресурсы сопротивления оставшейся не оккупированной части Украины будут минимизированы - оккупированная половина будет Россией надежно защищена, а сопротивление новому положению дел в центральной и западной Украине уже России помешать не сможет.
Итак, реализация такого, либо похожего, сценария означает полную победу России и национальную катастрофу для Украины. Хорошая новость в том, что всего этого, скорее всего, не произойдет. Все это - очевидные планы Кремля. Претворяться в жизнь им совершенно необязательно. Произошедшие на данный момент боевые действия продемонстрировали как огромные трудности, с которыми Россия сталкивается при достижении поставленных целей, так и упорство украинского сопротивления, несмотря на все проблемы в украинской военной машине. Главная трудность для россиян заключается как раз в чрезвычайной амбициозности их целей в этой войне. Недостижение же этих целей не позволит России завершить войну с успешным для себя итогом. Ибо, повторюсь, объект вожделений Кремля - отнюдь не Донбасс. Очевидно, что как бы ни старалась Москва, украинцы в состоянии выдержать ее натиск и заставить ее войска увязнуть, не достигнув конечных целей.
Более того, время, которым Россия располагает для выполнения своих амбициозных задач, ограничено. С одной стороны, пока идет война с Украиной, перелом сформировавшихся на данный момент негативных тенденций в российской экономике практически исключен. Переход этих негативных тенденций в непосредственную политическую угрозу путинскому режиму - вопрос времени. Пусть нас не смущает нынешний имперский психоз в российском обществе. Вспомним, что в начале Первой мировой войны в основных странах-участниках большинство населения приветствовало войну, как средство осуществления их национальных амбиций. Но со временем настроения населения изменились. И в первую очередь - как раз в России.
С другой стороны, правление Обамы в США закончится в ноябре 2016 года. С началом 2017 года власть перейдет к новому президенту. Даже сейчас США уже совершают действия, направленные против российских интересов. Очевидно, что, еще при Обаме эти действия будут продолжены и углублены и в будущем. Но если война в Украине все еще будет продолжаться в 2017 году, можно смело предположить, что действия США при новом президенте станут еще более жесткими и результативными. На сегодняшний день оставшееся окно возможностей для достижения целей Путина - около двух лет. Если за этот срок он не сумеет осуществить все те ужасы, которые описаны в вышеприведенном сценарии - Украина, скорее всего, выстоит.
А вот Путин - наоборот. Перспективы его режима в любом случае не блестящи, но успешное осуществление имперских амбиций увеличило бы его шансы на внутриполитическую стабильность. Однако если Путину не удастся уничтожить Украину, падение его режима, напротив, станет более вероятным. Слишком уж хорошо постаралась его же собственная антиукраинская пропаганда. И слишком много он вложил в борьбу против Украины. Конечно, ни Украине, ни Грузии не стоит обольщаться по поводу излишней адекватности пост-путинского российского правительства, но, по крайней мере, непосредственные и уже задействованные планы по разгрому государственности наших двух стран (да-да, в Грузии россияне тоже работают над этим вопросом) сойдут на нет.
На самом деле, война, которую ныне ведет Украина - это ее война за независимость, потому что по результатам этой войны решается вопрос - будет или нет существовать реально суверенное украинское государство. И вопрос этот решается на много поколений вперед. Если Украина выстоит сейчас, то с какими бы проблемами ей ни пришлось столкнуться в будущем, будут ли они исходить опять из Московии, или из других источников, сама украинская государственность, как таковая, не будет под угрозой еще очень долгое время. Несмотря на нынешний жестокий натиск с востока, наверняка все будет именно так.
Давид Баташвили, публицист (Грузия)
Читайте также: Иная Русь. Почему Кремль ненавидит украинскую государственность